Пилотам разрешили переработку

Российским пилотам разрешили летать больше — 900 часов в год, как европейским, изменив также систему учета летных часов.

Российским пилотам разрешили летать больше — 900 часов в год, как европейским, изменив также систему учета летных часов. Участники рынка утверждают, что документ принимался в интересах «Аэрофлота». Благодаря поправкам компания сможет поднять восемь самолетов, остановленных из-за переработки пилотов в этом году, и избежать убытков в размере $1,6 млн в месяц. Но остальные авиаторы пока не уверены, нужен ли им документ в таком виде — проблему нехватки летного состава он не решит, а возможно, и усугубит ситуацию.

Минюст зарегистрировал изменения в приказ Минтранса, который увеличивает максимально возможное количество часов налета для пилотов до 900 при их согласии. Действующее положение позволяет пилотам летать до 800 часов в течение 365 дней или же — в случае их согласия — на 10% больше, то есть 880 часов. Разница невелика, но меняется система учета летных часов, которая по-разному была воспринята авиакомпаниями.

Сейчас летные часы рассчитываются исходя из 365 последовательных дней (предел — 800 часов) и 28 последовательных дней (предел — 80 часов) без привязки к определенной дате. Как поясняют в «Аэрофлоте», это приводило к тому, что прокуратура могла проверить любые 28 дней, чтобы в каждом таком периоде время налета не превышало 80 часов. «Человек же мог прийти из отпуска 15-го числа, налетать за следующие две недели 80 часов — и дальше еще две недели ему летать было нельзя, чтобы не нарушить баланс налета за 28 дней»,— отмечают в компании.

Теперь же новые летные максимумы будут рассчитываться исходя из календарного месяца и календарного года. В «Аэрофлоте», для которого, по словам участников рынка и источников в Минтрансе, и нужны были эти изменения, говорят, что изменение подсчета периодов на календарные месяцы позволяет более точно планировать работу экипажей. Кроме того, «Аэрофлот» с начала года сможет поднять восемь самолетов A320, работавших на внутрироссийских линиях, а также выполнявших полеты в страны СНГ, но остановленных в ноябре. Они были «поставлены на бетон» из-за предписаний прокуратуры, связанных с превышением пилотами пределов летного времени. Убытки «Аэрофлота» в компании оценивают в размере лизинговых ставок — $200 тыс. за самолет в месяц.

Другие участники рынка не слишком рады изменениям. В «Трансаэро» считают, что они не помогут решить проблему нехватки кадров, а только усугубят ее. «По нашим оценкам, дефицит летного персонала увеличится на 10%»,— сказал “Ъ” заместитель генерального директора «Трансаэро» Дмитрий Столяров. Он объясняет, что пилоты более двух месяцев в году тратят на отпуск и обучение. «Периоды по 28 последовательных дней приводили к тому, что в году появлялся еще один, 13-й период — 28 дней, за которые можно было налетать более 80 часов. Это давало большую свободу и позволяло равномерно распределять нагрузку на пилотов в течение года»,— говорит Дмитрий Столяров. В «Уральских авиалиниях» изменения воспринимают более спокойно, считая, что радикальных изменений в системе организации труда у летчиков не произойдет, так как количество часов увеличено незначительно. В Минтрансе прокомментировать последствия изменений отказались.

Но все собеседники “Ъ” соглашаются, что изменения не приведут к решению кадрового вопроса. «Эти меры лишь немного ослабят напряженность,— говорят в “Аэрофлоте”.— Но в текущей ситуации, когда в год списывается более 500 пилотов, а выпускается 150, ждать решения этого вопроса с изменением приказа не стоит». С этим соглашается глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, называя принятый документ «полумерой, направленной на интенсификацию использования нынешних кадров» и «новогодним подарком» для «Аэрофлота». Главный редактор журнала «Авиационное обозрение» Алексей Синицкий сомневается, что поправки могут помочь даже «Аэрофлоту». По его словам, многие пилоты компании не соглашались летать 880 часов в год и не факт, что они будут пользоваться увеличением летного времени.

Источник:
Коммерсантъ