Распространенное утверждение о том, что самолеты — самый безопасный вид транспорта, весьма относительно, свидетельствует статистика авиапроисшествий. Хуже всего ситуация с безопасностью полетов в Африке, Латинской Америке и на территории бывшего СССР
На заре века авиации полет на самолете могли себе позволить только очень состоятельные и смелые. 50 лет назад перелет из Нью-Йорка во Франкфурт и обратно первым классом стоил столько же, сколько новый Mercedes-Benz. Сейчас любая модель этой престижной немецкой марки обойдется в несколько раз дороже, чем самое роскошное трансатлантическое путешествие по воздуху.
Но еще более разительный контраст представляет статистика безопасности: раньше на каждый миллион пассажиров гибли 27 человек — тогда летали на значительно менее совершенных с технической точки зрения машинах. Сегодня потери в авиации составляют менее одного человека на миллион, и представители отрасли с гордостью заявляют, что перелеты безопасны, как никогда. В США в обычный год больше смертей происходит из-за аварий прогулочных катеров, чем в результате крушений самолетов.
Но при более внимательном взгляде на статистику воздушных катастроф вырисовывается более тревожная картина. Газета The Financial Times проанализировала данные, подготовленные консалтинговой компанией Ascend. Ее база данных по авиакатастрофам используется крупнейшими мировыми страховщиками для расчета премий, взимаемых с авиакомпаний. Выяснилось, что уровень безопасности полетов — далеко не универсальный показатель.
Почти половина пассажиропотока за последние 10 лет (11,5 млрд пассажиров) приходилась на 25 компаний, свидетельствует статистика Ascend. Это компиляция данных более тысячи коммерческих авиалиний, охватывающая период после Второй мировой войны. Самолеты 5 из этих 25 компаний потерпели в совокупности шесть аварий — бразильская Tam попала в список дважды, причем в первой аварии погиб один человек. Последняя катастрофа произошла в 2009 году с аэробусом A330 компании Air France над Атлантикой. Погибли 216 пассажиров.
Всего в этих шести катастрофах погибло 873 человека. Эта цифра, в которой не учитываются случаи преднамеренного насилия, в частности, захвата самолетов или диверсий, составляет всего 13% от общего числа человеческих потерь среди авиапассажиров (6566 человек), зафиксированных за этот же десятилетний период. Другими словами, смертность за 10 лет для 25 авиаперевозчиков с максимальным пассажиропотоком составляет 1 на 13,2 млн человек. Иначе говоря, погибли 0,000008% пассажиров, перевозимых этими компаниями.
За такими цифрами стоят значительные финансовые выводы. Стоимость страховки пассажирского самолета, например, за последние 20 лет существенно снизилась, говорит Пол Хейес (Paul Hayes), директор направления воздушной безопасности Ascend. Наверное, дороже обойдется купить закуску в рейс, чем застраховать его, добавляет он.
Но статистика многих других из сотен авиакомпаний, выполняющих полеты ежегодно, не внушает уверенности, особенно в некоторых регионах мира. За последние 40 лет уровень авиационной безопасности вырос почти во всех регионах, кроме одного. В Африке не только не было улучшения, напротив, наблюдалось ухудшение. В 1970 годы в Африке на 190 тысяч рейсов случалась одна катастрофа. В 2000 соотношение заметно изменилось — одна катастрофа на 160 тысяч полетов.
Причины вполне понятны. «Это сочетание плохой инфраструктуры, нехватки ресурсов у местных правительств для контроля соблюдения мировых стандартов безопасности и недостаточный уровень инвестиций в обучение персонала», — комментирует Джованни Бизиньяни (Giovanni Bisignani), глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), объединяющей 230 авиаперевозчиков по всему миру.
В некоторых регионах на африканском континенте проблемы по-прежнему достигают обескураживающих масштабов. «В Демократической Республике Конго расширенные участки дороги используются как взлетно-посадочные полосы», — говорит Хейес. В Гоме треть взлетно-посадочной полосы была повреждена во время извержения вулкана в 2002 году. И, по словам Хейеса, было несколько аварий, когда самолеты врезались в застывшую лаву.
Контраст в уровне безопасности ощущается и в других регионах мира. В Латинской Америке, которая на фоне экономического бума становится очень привлекательным рынком для инвесторов, авиакомпании занимают второе место по аварийности после Африки. У России и стран бывшего СССР тоже неутешительная статистика, пишет The Financial Times.
Эксперты в области безопасности ссылаются на недостаточность регулирующего надзора в отношении сотен авиакомпаний, которые возникли после распада Советского Союза, хотя в IATA отмечают некоторые улучшения в последнее время. И даже при этом еще предстоит долгий путь, прежде чем получится выйти на уровень Западной Европы или Северной Америки, единственных регионов, в которых за 40 лет безопасность полетов выросла, пишет The Financial Times.
Благодаря появлению более совершенных самолетов, с датчиками, которые могут предупреждать пилотов об угрозе, будь то горная вершина на пути или опасная скорость сближения с ВПП, авиация стала намного надежнее. Но необходимо, чтобы весь мир наверстывал отставание, чтобы для миллионов авиапассажиров в год риск перелетов за пределами воздушного пространства западных стран снизился.
Источник: BFM