Опасный спектр

Когда лазерный луч попадает на стекло пилотской кабины, он преломляется и дает сильные блики, слепя глаза, как электросварка. О том, какой ущерб здоровью способен нанести даже рассеянный луч, все узнали три года назад.

 

Слово «лазер» составлено из начальных букв слов английской фразы Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation, что означает «усиление света в результате вынужденного излучения». В СССР в промышленности и обороне был принят термин «оптический квантовый генератор» (ОКГ). Лазер – это источник электромагнитного излучения трех диапазонов: видимого, инфракрасного и ультрафиолетового.

Видимое излучение – это тот самый луч красного, зеленого или синего света, который различает человеческий глаз. Инфракрасное (тепловое) излучение придает лучу температуру, позволяющую наиболее мощным карманным лазерам прожигать с близкого расстояния дырки в одноразовых стаканчиках и лопать надувные шарики. Его энергоэффективность можно сравнить с выжиганием лупой в солнечный день.

Ультрафиолетовое излучение лазера самое опасное для глаз. Именно оно обжигает сетчатку. При этом опасно даже в отраженном и преломленном виде. Когда лазерный луч попадает на стекло пилотской кабины, он преломляется и дает сильные блики, слепя глаза, как электросварка. О том, какой ущерб здоровью способен нанести даже рассеянный луч, все узнали три года назад. В ночь на 6 июля 2008 года под Киржачом (Владимирская обл.) прошел фестиваль техномузыки «Аквамарин». На следующий день 32 человека были госпитализированы с поражением глаз ультрафиолетовым излучением. Некоторые лишились 80% зрения.

Медицинский институт гражданской авиации FAA в июне 2004 года провел исследование «Воздействие лазерного излучения на операционные и визуальные возможности летчиков во время конечного этапа захода на посадку». Оценивалась реакция 34 летчиков, подвергшихся четырем безопасным уровням лазерного излучения. Имитировался заход на посадку на тренажере самолета «Боинг-727-200» на высоте 30 метров.

Оказалось, что 75% испытуемых почувствовали неблагоприятное визуальное воздействие, которое привело в некоторой степени к операционным трудностям. Летчики временно теряли зрение, ориентировку в пространстве и испытывали стресс. Напомню, что испытания проходили при мизерном, безопасном для глаз уровне лазерного облучения.

Выяснилось также, что вызвать значительное ухудшение зрения можно, посветив в темное время дня в лицо человеку лазером мощностью всего 8 мВт (милливатт). Игрушечные лазеры-указки с красным лучом, продающиеся в газетных киосках, обычно имеют мощность 1 мВт, максимум – 5 мВт. Так что запрет в Чечне таких указок иначе, как недоразумением, не назовешь.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США, которое регулирует допустимую мощность бытовых лазеров, в начале 2005 года установило предел мощности в 5 мВт для лазерных указателей для продажи на рынке США. Позже этот же предел был установлен в целом ряде стран. А в Великобритании свободно продавать можно лишь указки мощностью в 1 мВт. Более мощное лазерное оборудование во многих странах требует специального разрешения или лицензирования.

Опасность лазера в высокой поверхностной плотности энергии в поперечном сечении луча. Проще говоря, чем более узок луч, тем больше его энергия. Хрусталик глаза, как линза, фокусирует луч или отраженный блик на сетчатку. Мгновенно возникают симптомы лазерного ожога: головная боль, слезы, появление перед глазами плавающих темных мушек. Это отдельные кусочки омертвелых тканей, отделившиеся от сетчатки и плавающие в стекловидном теле глаза. При сильном ожоге возможны обильные кровоизлияния, появление впоследствии бельма, значительная или даже полная потеря зрения.

В то же время в России произошел очередной случай ослепления лазерным лучом пилотов садящегося самолета. Правоохранительные органы Башкирии разыскивают неизвестных, которые в ночь на пятницу, 15 июля 2011 г., направили лазерный луч на самолет, шедший на посадку. Пострадавших нет, воздушное судно приземлилось успешно. Дежурному международного аэропорта "Уфа" поступило сообщение от командира Ту-134, выполнявшего рейс из Самары в Уфу, что из поселка Жуково Уфимского района при заходе на посадку на корпус самолета был направлен лазерный луч зеленого цвета.

"К счастью, на работе воздушного судна лазер не отразился, самолет успешно совершил посадку в аэропорту", - сказал представитель транспортной прокуратуры Башкирии, отметив, что сотрудники линейного управления на транспорте ищут людей, которые совершили лазерную атаку.

По материалам Независимой газеты