Мелкий — необязательно опасный

Заявления о том, что избавление от "живопырок" избавит российскую авиацию от катастроф, явно неоднозначны. Небольшим компаниям принадлежало только четыре из восьми машин, на которых в 2011 году погибли люди.

 

Заявления о том, что избавление от "живопырок" избавит российскую авиацию от катастроф, явно неоднозначны. Небольшим компаниям принадлежало только четыре из восьми машин, на которых в 2011 году погибли люди. Хотя, безусловно, именно с ними произошли самые массовые по числу жертв катастрофы. Еще два ЧП случилось с судами крупных "ЮТэйр" (жесткая посадка Ми-8 в июле в Иркутской области) и "Когалымавиа" (пожар на Ту-154 в Сургуте в январе). В двух августовских авариях Ан-2 разбились самолеты, вообще не зарегистрированные должным образом. Укрупнение официальных авиакомпаний решить проблему "серых" авиавладельцев вряд ли поможет, а скорее даже усугубит ее.

Чтобы узнать, идет ли в вопросе укрупнения авиакомпаний Россия в мировом тренде, "Власть" изучила опыт трех государств. Например, в Канаде действует около 600 авиакомпаний, что в 4,2 раза больше, чем в России. Их совокупный парк насчитывает около 4,3 тыс. самолетов и вертолетов, а самая крупная Air Canada владеет лишь 240 машинами. Средний размер флота у канадских перевозчиков — около семи воздушных судов. Никаких ограничений по их количеству для перевозчиков нет, поэтому одной единицей техники владеют примерно 120 компаний (около 20%). Планируемому отечественному ограничению в 10 машин в Канаде сейчас не соответствует около 490 перевозчиков (более 81%). При этом единственная крупная авиакатастрофа в текущем году (погибли 12 человек) произошла с 36-летним Boeing 737-210C компании First Air, эксплуатировавшей 13 судов.

В Бразилии, близкой России по населению, территории и уровню экономического развития, авиакомпаний сейчас примерно столько же, сколько и у нас,— 138. Средний флот — 7,7 машины. Крупных перевозчиков больше, чем в России: по 10 и более самолетов и вертолетов принадлежит 21 фирме. Соответственно, не выполняют будущие российские нормы 117 эксплуатантов (почти 85%). При этом никаких ограничений по размеру парка нет: одним судном владеют 29 компаний (21%). С Let L-410 одной из таких фирм произошла единственная крупная катастрофа в стране в 2011 году. Погибли 16 человек.

В Польше, где прошлогодняя катастрофа президентского борта вскрыла ужасающий уровень подготовки пилотов и техники, авиарынок довольно сильно консолидирован. В стране всего 24 авиакомпании, которые эксплуатируют 165 судов (средний флот — 6,9). Более 10 судов имеют 5 компаний (21%), управляющие 121 бортом. Столько же фирм владеют только одним воздушным судном. Всего отечественным нормам не соответствовали бы 79% польских перевозчиков. При этом на территории Польши авиационные ЧП с жертвами не случались с 2009 года.

Даже этих трех примеров достаточно, чтобы понять, что предложение Дмитрия Медведева довольно сильно выбивается из общемирового тренда. Впрочем, это далеко не первая попытка решить проблему путем избавления от небольших компаний. Российское руководство стремится укрупнить все, что можно и нельзя. Это легко объяснимо: авторитарный стиль управления, традиционно исповедуемый властью страны, подразумевает, что проще контролировать и управлять несколькими крупными структурами, чем множеством мелких. Но к безопасности жизни в России это не имеет ни малейшего отношения.

Источник: Коммерсантъ Власть