Американские авиашоу 2011 года: всплеск аварийности

Прошедший год оказался отмечен большим количеством смертельных случаев, случившихся в США в ходе проведения авиашоу и воздушных гонок. Такого страна не видела уже шестьдесят лет...

Прошедший год оказался отмечен большим количеством смертельных случаев, случившихся в США в ходе проведения авиашоу и воздушных гонок. Такого страна не видела уже шестьдесят лет...

В 2011 году на американских гонках и шоу погибли 16 участников и зрителей. Наибольший вклад в эту печальную цифру внесла катастрофа, произошедшая при проведении Национального чемпионата по воздушным гонкам (National Championship Air Races). 16 сентября в хорошо известном всем любителям авиации городе Рино (шт. Невада) самолет P-51D Galloping Ghost (Галопирующий Призрак) – модифицированный истребитель периода второй мировой войны, в ходе отборочного этапа гонок упал на трибуну. Погибли пилот – 74-летний Джимми Ливард, и десять зрителей. Местные медики зафиксировали обращения по поводу переломов ног, рук, ребер и пальцев, черепно-мозговых травм, ампутаций, ссадин, рваных ран и химических ожогов.

Подобного в США не случалось с 1951 года. Тогда на авиашоу в Колорадо при полете на предельно малой высоте самолет зацепился крылом за землю и рухнул на автомобильную стоянку. Погибли 20 человек, включая пилота, порядка пятидесяти получили ранения.

Эксперты отмечают, что предшествующие годы были на редкость спокойными. По информации Ассоциации владельцев и пилотов самолетов (AircraftOwnersandPilotsAssociation– AOPA), в 2009-10 гг. зафиксирована только одна катастрофа, в которой погиб один участник воздушных гонок.

Упомянутая выше катастрофа 1951 года привела к разработке первых программ обеспечения безопасности при проведении воздушных праздников. Нормативные документы постоянно совершенствовались. В настоящее время поведение пилотов регламентируется программой Aerobatic Competency Evaluation (ACE), принятой в 1990 году. По словам президента Международного совета авиашоу (International Councilof Air Shows– ICAS) Джона Кудахи, использование этой программы обеспечивало высокий уровень безопасности.

Меры безопасности при проведении авиашоу включают достаточное расстояние от зоны полетов до зрителей, «изолированную» зону для высшего пилотажа, запрет на выполнение фигур высшего пилотажа в направлении «на зрителей», а также строгую оценку летных программ. Одним из последних новшеств было введение перед полетами «священного часа» (“sacredhour”), во время которого пилоты максимально защищены от воздействия внешних раздражителей и могут психологически подготовиться к выступлению.

Серьезно занимаются вопросами безопасности организаторы воздушных гонок. За всеми мероприятиями внимательно следит Федеральная авиационная администрация (Federal Aviation Administration– FAA), инспекторы которой присутствуют на всех крупных авиашоу и гонках. Пилоты, участвующие в этих воздушных праздниках, проходят более строгий медицинский контроль, чем другие участники воздушного движения.

Расследование всех авиационных происшествий, случившихся на авиашоу и гонках 2011 года, ведет Национальное бюро безопасности на транспорте (National Transport Safety Bureau – NTSB). Руководители этой организации отмечают, что их основная цель – не только разобраться в причинах аварий и катастроф, но и вместе с представителями авиационного сообщества выработать правила, которые снижали бы вероятность инцидентов с тяжелыми последствиями. Сотрудничество между авиационным сообществом и регулирующими органами, по мнению руководства NTSB, способствует повышению уровня безопасности лучше, чем введение запретов.

P.S. Каждый раз, читая подобные сообщения, невольно проводишь сравнение «как у них – и как у нас». И практически всегда это сравнение – не в нашу пользу. Легко представить себе реакцию российских авиационных властей в ситуации резкого роста числа погибших на воздушных праздниках. Похоже, что ничего, кроме «Запретить всё и немедленно!», нашим чиновникам просто не может прийти в голову. Любителям авиации остается только продолжать работать с регулирующими органами и надеяться на перемены к лучшему.

Алексей Захаров

Источник: ФИНАМ