Avinode делает прогноз на 2012 год

Компания Avinode, имеющая систему онлайн бронирования рейсов, располагает достаточной информацией, что бы попробовать определить тенденции этого года. И она представила свое видение того, что ждет бизнес-авиацию в 2012 году

Предсказывать будущее удел не многих, и смелых. И в большинстве случаев прогнозы не совпадают с реальностью. Исключением, когда делают прогнозы все кому не лень, являются периоды однозначного движения рынка, такие как докризисный рост до 2008 г. или же безудержное падение конца 2008 – начала 2009 г. А вот на переломах прогнозировать берутся только очень осведомленные и очень хорошо понимающие ситуацию люди и компании или безответственные персонажи, которые не отвечают за свои слова. В отрасли деловой авиации есть авторитетные компании, которые заработали репутацию вдумчивых аналитиков, однако и они из года в год корректируют свои отчеты. Компания Avinode, имеющая систему онлайн бронирования рейсов, располагает достаточной информацией, что бы попробовать определить тенденции этого года. И она представила свое видение того, что ждет бизнес-авиацию в 2012 году. Как и все подобные отчеты, этот прогноз основан на анализе работы отрасли в прошлые годы.

По данным Avinode, в течение всего 2011 года рынок деловых чартеров показывал признаки положительного роста, причем наряду с повышением летной активности в США, на европейском рынке наблюдался постоянный высокий спрос со стороны России и стран СНГ. Индекс спроса Avinode в течение всего года в среднем был на 28% выше уровня 2010. Стоимость чартеров, похоже, также стабилизировалась, а цена за летный час увеличилась как в США, так и Европе.

Обычно изменение трафика бизнес-джетов является ранним индикатором направления движения рынка. И 2011 год показал позитивные признаки для отрасли с самого начала - активность полетов бизнес-джетов в среднем значительно превышала уровень 2010 года, как в Европе, так и в США. Данные FAA показывают, что с 2009 года средний годовой рост на уровне 5,2%, а 2011 год по сравнению с 2010 показал рост на 4,1%. Европейские цифры с начала года похожи и показывают рост около 3%.

Однако, несмотря на позитивные моменты, специалисты Avinode наблюдали тенденцию, когда клиенты экономят на перелетах, что значительно повлияло на структуру спроса как на европейском так и на американском рынках. На американском рынке тренд «перехода в низ» идет по всем направлениям. Люди по-прежнему летают, но, если есть возможность, они переходят на самолеты меньшей размерности, то есть с тяжелых на суперсредние и так далее. На европейском рынке эта экономия в основном ударила по нижней части рынка, в первую очередь в легком и начальном сегменте бизнес-джетов. В Европе такие самолеты используются в основном для внутренних рейсов на короткие расстояния, и целевая группа клиентов в некоторых регионах вернулась к регулярным авиакомпаниям. Однако с другой стороны, к сегменту крупногабаритных бизнес-джетов проявляют интерес российские клиенты, и поэтому на европейском рынке наблюдается высокий спрос на бизнес-перевозки.

Отсутствие финансирования является еще одной проблемой, ограничивающей рост на мировом рынке коммерческих чартеров. Операторы, которые пытаются запустить коммерческую модель, похожую на регулярные авиакомпании, сегодня в большей или меньшей степени зависят от финансирования со стороны кредитных организаций. Однако финансовые учреждения сейчас очень пристально присматриваются к бизнес-модели заемщика.

В самом конце 2011 года эксперты Avinode начали фиксировать некоторые тревожные признаки в Европе и США. В ноябре динамика активности бизнес-авиации в Европе перешла в отрицательную зону – в 2010 году в это время наблюдался рост на 4% по сравнению с предыдущим годом, а в ноябре 2011 г. активность была на 4% ниже чем в 2010 г и до сих пор пока остается на этом уровне. В новом 2012 году Avinod снова зафиксировал более низкую активность чем годом ранее: в январе 2012 года трафик на 3,5% ниже по сравнению с январем 2011 года.

Несмотря на неустойчивое начало, Avinode все же ожидает здоровый и сильный рост в 2012 году. Если взять за основу индекс спроса Avinode, то эксперты предсказывают, рост спроса будет в среднем на 11,5% выше уровня 2011. Причем наравне с высоким спросом со стороны Восточной Европы, России и стран СНГ, будет наблюдаться приток клиентов со стороны других рынков, таких как Турция.

По другую сторону Атлантики, на рынке США, в 2012 году Avinode прогнозирует замедление темпов роста. По мнению экспертов, в этом году средний уровень активности бизнес-джетов в месяц увеличится до 156 700 взлетно-посадочных операций. Это означает, что годовой рост составит лишь 2,7% и будет существенно ниже темпов роста с 2010 по 2011 год (+4,1%).

По поводу категорий и моделей популярных самолетов, компания предсказывает дальнейшее развитие тенденции, подобной тому, что мы видели в последние несколько лет. То есть снижение уровня используемых бизнес-джетов в США и высокий спрос на суперсредние и тяжелые самолеты в Европе, при ослаблении общего спроса на небольшие воздушные суда.

Если посмотреть более углубленно, то ожидается, что в 2011 году европейский рынок будет двигаться в том же направлении, что и в последние годы. Тем не менее, легкий Citation Mustang выделяется из общего тренда непрерывной восходящей кривой и, скорее всего, в 2012 году он займет третье место по популярности в общем списке моделей.

Судя по всему, именно таким образом и будет развиваться бизнес-авиация в нынешнем году. Если не будет ни каких катаклизмов. Однако только через год можно будет сказать, сбылся этот прогноз или нет.