Компания Avinode, имеющая систему онлайн бронирования рейсов, располагает достаточной информацией, что бы попробовать определить тенденции этого года. И она представила свое видение того, что ждет бизнес-авиацию в 2012 году
Предсказывать будущее удел не многих, и смелых. И в большинстве случаев прогнозы не совпадают с реальностью. Исключением, когда делают прогнозы все кому не лень, являются периоды однозначного движения рынка, такие как докризисный рост до 2008 г. или же безудержное падение конца 2008 – начала 2009 г. А вот на переломах прогнозировать берутся только очень осведомленные и очень хорошо понимающие ситуацию люди и компании или безответственные персонажи, которые не отвечают за свои слова. В отрасли деловой авиации есть авторитетные компании, которые заработали репутацию вдумчивых аналитиков, однако и они из года в год корректируют свои отчеты. Компания Avinode, имеющая систему онлайн бронирования рейсов, располагает достаточной информацией, что бы попробовать определить тенденции этого года. И она представила свое видение того, что ждет бизнес-авиацию в 2012 году. Как и все подобные отчеты, этот прогноз основан на анализе работы отрасли в прошлые годы.

По данным Avinode, в течение всего 2011 года рынок деловых чартеров показывал признаки положительного роста, причем наряду с повышением летной активности в США, на европейском рынке наблюдался постоянный высокий спрос со стороны России и стран СНГ. Индекс спроса Avinode в течение всего года в среднем был на 28% выше уровня 2010. Стоимость чартеров, похоже, также стабилизировалась, а цена за летный час увеличилась как в США, так и Европе.
Обычно изменение трафика бизнес-джетов является ранним индикатором направления движения рынка. И 2011 год показал позитивные признаки для отрасли с самого начала - активность полетов бизнес-джетов в среднем значительно превышала уровень 2010 года, как в Европе, так и в США. Данные FAA показывают, что с 2009 года средний годовой рост на уровне 5,2%, а 2011 год по сравнению с 2010 показал рост на 4,1%. Европейские цифры с начала года похожи и показывают рост около 3%.
Однако, несмотря на позитивные моменты, специалисты Avinode наблюдали тенденцию, когда клиенты экономят на перелетах, что значительно повлияло на структуру спроса как на европейском так и на американском рынках. На американском рынке тренд «перехода в низ» идет по всем направлениям. Люди по-прежнему летают, но, если есть возможность, они переходят на самолеты меньшей размерности, то есть с тяжелых на суперсредние и так далее. На европейском рынке эта экономия в основном ударила по нижней части рынка, в первую очередь в легком и начальном сегменте бизнес-джетов. В Европе такие самолеты используются в основном для внутренних рейсов на короткие расстояния, и целевая группа клиентов в некоторых регионах вернулась к регулярным авиакомпаниям. Однако с другой стороны, к сегменту крупногабаритных бизнес-джетов проявляют интерес российские клиенты, и поэтому на европейском рынке наблюдается высокий спрос на бизнес-перевозки.
Отсутствие финансирования является еще одной проблемой, ограничивающей рост на мировом рынке коммерческих чартеров. Операторы, которые пытаются запустить коммерческую модель, похожую на регулярные авиакомпании, сегодня в большей или меньшей степени зависят от финансирования со стороны кредитных организаций. Однако финансовые учреждения сейчас очень пристально присматриваются к бизнес-модели заемщика.
В самом конце 2011 года эксперты Avinode начали фиксировать некоторые тревожные признаки в Европе и США. В ноябре динамика активности бизнес-авиации в Европе перешла в отрицательную зону – в 2010 году в это время наблюдался рост на 4% по сравнению с предыдущим годом, а в ноябре 2011 г. активность была на 4% ниже чем в 2010 г и до сих пор пока остается на этом уровне. В новом 2012 году Avinod снова зафиксировал более низкую активность чем годом ранее: в январе 2012 года трафик на 3,5% ниже по сравнению с январем 2011 года.
Несмотря на неустойчивое начало, Avinode все же ожидает здоровый и сильный рост в 2012 году. Если взять за основу индекс спроса Avinode, то эксперты предсказывают, рост спроса будет в среднем на 11,5% выше уровня 2011. Причем наравне с высоким спросом со стороны Восточной Европы, России и стран СНГ, будет наблюдаться приток клиентов со стороны других рынков, таких как Турция.
По другую сторону Атлантики, на рынке США, в 2012 году Avinode прогнозирует замедление темпов роста. По мнению экспертов, в этом году средний уровень активности бизнес-джетов в месяц увеличится до 156 700 взлетно-посадочных операций. Это означает, что годовой рост составит лишь 2,7% и будет существенно ниже темпов роста с 2010 по 2011 год (+4,1%).

По поводу категорий и моделей популярных самолетов, компания предсказывает дальнейшее развитие тенденции, подобной тому, что мы видели в последние несколько лет. То есть снижение уровня используемых бизнес-джетов в США и высокий спрос на суперсредние и тяжелые самолеты в Европе, при ослаблении общего спроса на небольшие воздушные суда.

Если посмотреть более углубленно, то ожидается, что в 2011 году европейский рынок будет двигаться в том же направлении, что и в последние годы. Тем не менее, легкий Citation Mustang выделяется из общего тренда непрерывной восходящей кривой и, скорее всего, в 2012 году он займет третье место по популярности в общем списке моделей.
Судя по всему, именно таким образом и будет развиваться бизнес-авиация в нынешнем году. Если не будет ни каких катаклизмов. Однако только через год можно будет сказать, сбылся этот прогноз или нет.


Компания Avinode, имеющая систему онлайн бронирования рейсов, располагает достаточной информацией, что бы попробовать определить тенденции этого года. И она представила свое видение того, что ждет бизнес-авиацию в 2012 году






