Осторожный оптимизм

Евгений Бахтин, президент компании АВКОМ-Д, которая на протяжении всей истории EBACE участвовала в ее работе, поделился впечатлениями о нынешней выставке

 

Выставка EBACE была насыщена информационными сообщениями, исходящих от представителей аэропортов и FBO. Да и количество участников этого сегмента стало, как утверждают организаторы, рекордным за всю историю проведения мероприятия. В этом году аэропорты активно «пиарили» свои новые услуги, начиная от know how в области кэйтеринга, и, заканчивая специальными трансферными предложениями для клиентов. Но были и такие, кто воспользовался женевской площадкой для анонсирования действительно серьезных проектов, многие из которых будут реализовываться с нуля. Евгений Бахтин, президент компании АВКОМ-Д, которая на протяжении всей истории EBACE участвовала в ее работе, поделится с читателями BizavWeek своими впечатлениями о нынешней выставке.

Евгений Юрьевич, закончилась, пожалуй, самая продуктивная за всю историю существования выставка EBACE 2012. Поделитесь Вашими впечатлениями в целом.

В целом, выставка ЕВАСЕ 2012 произвела весьма противоречивое впечатление. При общем увеличении числа участников и посетителей выставки, количество сделок, совершенных на ЕВАСЕ снижается. С одной стороны все выражают осторожный оптимизм в перспективах развития бизнес-авиации, который, к сожалению, не подтверждается фактами и действительностью.

Все хорошо и прекрасно обстоит у производителей тяжелых бизнес-джетов (Gulfstream, Bombardier) и коммерческих авиалайнеров (Boeing, Airbus) в салонном варианте, которые загружены заказами на 5 лет вперед. Это и неудивительно, поскольку сильные мира сего не отказывают себе в удовольствиях приобрести новую машину, несмотря на любые кризисы.

В тоже время, производители легких и средних деловых самолетов сталкиваются с очевидными проблемами в реализации своей продукции, а состояние классика бизнес-самолетов, компании Beechcraft-Hawker, создает гнетущую атмосферу неуверенности в развитии рынка.

Просто удивительно, как при этих проблемах в продажах производители наиболее широкого сектора бизнес-авиации - легких и средних самолетов - еще умудряются изыскивать средства на разработку новых моделей, прогрессивного расширения линейки выпускаемой продукции!

Сталкиваясь с экономическими трудностями и необходимостью пополнения государственных бюджетов, власти просто ополчились на бизнес-авиацию, по-видимому, считая деловые самолеты исключительно предметами роскоши и игнорируя базовое использование бизнес-джетов как инструмента управления производственно-экономической деятельностью предприятий и предпринимательства. Введение Еврокомиссией сборов за эмиссию, с совершенно абсурдно забюрократизированной системой учета объема выбросов, заставляет операторов бизнес-авиации тратить на эту систему учета примерно в 3-4 раза средств больше, чем сборы за сами выбросы. Обещания Еврокомиссии отладить систему учета через Евроконтроль (самое разумное решение) пока остаются только обещаниями. С 2012г. с импортируемых в Европу самолетов взимается НДС, что резко отрицательно отразилось на регистрации деловых самолетов в Евросоюзе.

Всех поразили итальянские законодатели, установившие в марте 2012г. беспрецедентный 3-тысячный сбор за пребывание в Италии любого бизнес-джета более 48 часов. И хотя этот закон продержался всего месяц и под давлением авиационной общественности срок 48 часов был заменен на 48 дней, как говорится «осадок остался».

В давлении на бизнес-авиацию не остались в стороне и английские законодатели, обсуждающие возможность введения сбора за каждый полет делового самолета в английские аэропорты.

Все это означает, что в ближайшем будущем, по-видимому, будут продолжены попытки государственных органов в той или иной форме пополнить истощенные кризисом бюджеты за счет бизнес-авиации.

Не обошлось и без небольшого скандала - представитель Jet Alliance заявил, что их проект «Jet Alliance East» в России провалился из-за царящего в стране высокого уровня коррупции и давления государственных органов на бизнес. Впрочем, такие заявления делают все компании, склонные обвинять кого угодно, кроме себя, в провале своих бизнес-проектов, а в действительности разваливающихся вследствие неудачного выбора бизнес-модели или плохого менеджмента.

Насколько нам известно, АВКОМ-Д присутствовал на выставке весьма солидно. Проявляли ли интерес АВКОМ-Д посетителей выставки?

Стенд АВКОМ-Д традиционно пользовался заслуженным вниманием со стороны посетителей ЕВАСЕ, наших клиентов и деловых партнеров.

Особое внимание привлекают новые возможности АВКОМ-Д в части технического обслуживания авиатехники, связанные с европейской сертификацией АВКОМ-Д.

И, конечно же, огромный интерес вызвала программа Jet Travel Club, позволяющая осуществлять частные полеты на самолетах Клуба в России и СНГ. Каждый третий посетитель стенда интересовался этой программой, а для детального обсуждения условия участия в JTC иногда даже выстраивалась небольшая очередь.

Удалось ли заключить какие-либо контракты, договора и т.д?

Бизнес-авиация - это сугубо конфедициальное дело и информация о сделках и соглашения раскрывается сторонами редко и неохотно. По этим причинам могу только сказать, что нами получен хороший результат, как в части заключения договоров, так и закладки основы для некоторых перспективных соглашений и проектов.

И последний вопрос, насколько современный российский рынок, по Вашему мнению, интересен европейским “коллегам”?

Несмотря на кризисные явления и некоторую нестабильность политической обстановки, Россия продолжает оставаться весьма интересным и перспективным рынком деловой авиации как в части продажи авиатехники, так и выполнения чартеров, корпоративных и частных полетов.

Снятие таможенных пошлин, упрощение формальностей для входа в российское воздушное пространство, совершенствование авиационных правил создают условия для развития бизнес-авиации в России и позволяют надеяться на возобновление прежних темпов роста российской деловой авиации.