Несмотря на позитивные результаты года, эксперты ожидают сложные времена
Производители самолетов бизнес-авиации завершили 2019 год с высокими показателями: прогнозируется рост поставок на 10% по сравнению с прошлым годом, до 700 воздушных судов. Во многом это случилось благодаря притоку новых сертифицированных моделей, таких как Bombardier Global 7500, Cessna Citation Longitude, Embraer Praetor 600, Gulfstream G500/600 и Pilatus PC-24. Хотя такие показатели не рекорд, эксперты отмечают, что это только в четвертый раз за последнее десятилетие, когда годовые поставки превысили отметку 700 самолетов.
Ожидается, что относительно хорошие времена продолжатся и в 2020 году, поскольку производители деловых самолетов наращивают производство новых моделей. Но ослабевающий спрос на большую часть устаревших продуктов, опасения рецессии и дальнейшие торговые войны, вероятно, нивелируют эти выгоды в новом десятилетии. И это означает, что в текущем году вероятен более низкий процентный рост поставок. Фактически, JetNet iQ в этом году прогнозирует 3-процентный рост поставок, в то время как Honeywell лишь незначительно более оптимистичен на ближайшую перспективу.
Но, по мнению JetNet iQ, неприятности уже вырисовываются. «Деловая уверенность в США и за рубежом резко упала, а ключевые показатели, такие как падение международной торговли, стали ответом на продолжающиеся торговые войны», говорится в заявлении компании. Фактически, индикатор настроений рынка JetNet iQ, который измеряет оптимизм владельцев/эксплуатантов воздушных судов, резко упал за последние пять кварталов и находится на самом низком уровне с тех пор, как компания начала свои исследования около восьми лет назад.
Поскольку более половины всех поставок деловых самолетов приходится на США, политическая неопределенность в связи с президентскими выборами в этом году, вероятно, смягчит спрос. Исторически сложилось так, что некоторые потенциальные покупатели бизнес-джетов остаются в стороне до окончания выборов, ожидая более четкого представления о том, куда политически движется страна.
А спрос на деловые самолеты в Европе и Азии, особенно в Китае, снижается по мере замедления роста их ВВП. Кроме того, в Европе отягощает ситуацию Brexit и растущая экологическая активность, которая начала движение «позор полета», подталкивающее людей к использованию поездов вместо самолетов для внутриевропейских поездок в попытке помочь сократить выбросы.
Что касается производства самолетов, то устаревающие модели самолетов в зрелой фазе своего жизненного цикла с темпом поставок от одного до 1,5 самолетов в месяц «рискуют быть снятыми с производства», - говорят в JetNet iQ. Но основе доступных данных GAMA, моделями в зоне риска являются Bombardier Learjet 70/75, Cessna Citation Sovereign+ и Dassault Falcon 2000S/XLS.
Несмотря на экономические и политические препятствия, в прошлом году впервые за десятилетие увеличилась стоимость портфеля заказов производителей. Но управляющий директор JetNet iQ Роллан Винсент заявил, что «подавляющее большинство» этого прироста обусловлено новыми сертифицированными моделями. Большая часть этого портфеля относится также к дальнемагистральным бизнес-джетам с большим салоном – динамике, которая сильно благоприятствует Gulfstream Aerospace и Bombardier Aviation по сравнению с другими производителями.
Эта динамика побуждает производителей разрабатывать еще больше новых моделей. В октябре на выставке NBAA-BACE компания Gulfstream анонсировала G700 с дальностью 7500 морских миль, первый полет которого ожидается в ближайшее время. В то же время ожидается, что в этом году Bombardier и Dassault расскажут больше о своих последних дальнемагистральных самолетах.
Компания Bombardier говорила о своем Global 8000 как к последующем, почти 8000-мильным вариантом Global 7500, заявив, что хочет пока сосредоточиться на сертификации последней модели, прежде чем переходить к каким-либо другим вариантам. Теперь, когда Global 7500 сертифицирован, а производство наращивается за счет поставки почти 15 самолетов только в четвертом квартале, Bombardier может обратить свое внимание на разработку новых моделей.
И поскольку программа Dassault Falcon 6X в этом году переходит в фазу летных испытаний, технические ресурсы французского производителя могут быть направлены на «следующий Falcon», который, по прогнозам Jetcraft и JetNet iQ, будет назван 9X. В прошлом году Dassault отказалась предоставить какую-либо информацию об этом новом самолете, но отраслевые эксперты по-прежнему надеются, что новая модель будет анонсирована к концу года.
JetNet iQ предупреждает, что несмотря на то, что инвестиции в новые модели не ослабевают, а поставки в этом году будут довольно стабильными, 2020 год может стать началом следующего спада в отрасли. «Показатели такого замедления начинают уже просматриваться», - говорят эксперты компании, отмечая недавние увольнения в Gulfstream Aerospace и Textron Aviation.