Запасы на вторичном рынке растут


Компания JETNET опубликовала отчет о состоянии вторичного рынка самолетов и вертолетов на конец декабря 2019 и за весь 2019 год

Компания JETNET опубликовала отчет о состоянии вторичного рынка самолетов и вертолетов на конец декабря 2019 и за весь 2019 год.

Запасы выставленных на продажу воздушных судов в 2019 г. (6324 единиц) выросли на 2% во всех семи сегментах рынка по сравнению с 2018 г. (6201 единиц), причем большая часть этого прироста приходится на бизнес-джеты и поршневые самолеты. Кроме того, в 2019 году было совершено почти на 1200 или 11,8% меньше сделок по сравнению с 2018 годом, а в большинстве сегментов в процентном отношении сокращение равнялось двузначным цифрам. Интересно, что количество сделок с бизнес-джетами и коммерческими самолетами сократилось примерно на 14% в каждом сегменте. И на эти два сегмента пришлось почти половина всех транзакций в 2019 году.

Флот бизнес-джетов и поршневых самолетов, выставленных на продажу, вырос на 0,7 процентных пункта каждый. Запасы бизнес-джетов увеличились с 9% до 9,7%, но все еще находятся ниже 10%. Все сегменты самолетов продавались больше времени, но в 2019 году в среднем только на 2 дня больше по сравнению с 2018 годом по всем сегментам рынка. Тем не менее, в некоторых сегментах время экспозиции было больше, а в некоторых – меньше. Например, бизнес-джеты в среднем продавались за 273 дня, почти на две недели (13 дней) быстрее, чем в 2018 году.

Поскольку в течение последних двух лет вторичный рынок бизнес-джетов наконец-то вышел в район 10-процентного порога запасов, сейчас наступает переходный период, когда маятник продолжает качаться от покупателя к продавцу. Сегодня рынок доступных самолетов в целом продолжает сокращаться, и все же многие модели демонстрируют «мягкие» цены, вызванные падением остаточной стоимости, которая доминировала в годы после рецессии.

Запасы бизнес-джетов выставленных на продажу неуклонно снижались с рекордного уровня в июле 2009 года (2938) до 2167 самолетов в декабре 2019 года, что сократило долю от эксплуатируемого флота с 17,7% в июле 2009 до 9,7% в настоящее время. Это положительный знак, поскольку объем выставленных на продажу самолетов остался ниже 10-процентной линии, хотя и ненамного. Тем не менее, уровень запасов выше отметки 2000 самолетов фиксирован в 11 из 12 месяцев 2019 года.

В 2019 году было продано на 422 бизнес-джета или 14,5%, меньше по сравнению с 2018 годом. Эксперты JetNet сделали два наблюдения:

  • В возрастных группах от 0 до 20 лет наблюдалось двузначное процентное снижение количества сделок (20% или более), что отражает значительно меньшее количество транзакций в 2019 году.
  • Возрастная группа старше 41 года в 2019 году увеличила количество транзакций на 19%.

Также в JetNet рассмотрели 12-месячное среднее скользящее полных розничных транзакций для бизнес-джетов с декабря 2011 года по декабрь 2019 года. С декабря 2011 года до июня 2016 года количество сделок с бизнес-джетами неуклонно увеличивалось и составило 2725 операции. Затем в декабре 2016 года произошло внезапное падение до 2534 транзакций. С этого момента вторичный рынок бизнес-джетов продемонстрировал резкое восстановление до декабря 2018 года (2918). Однако после этого пика объем сделок резко упал до 2496 в декабре 2019 года. Это новый минимум, который ниже минимальной отметки, зафиксированной тремя годами ранее в декабре 2016 года (2534 сделки).

В отчете показано сравнение количества сделок в 2019 и 2018 годах по размеру воздушного судна. Две группы показали рост – персональные джеты и бизнес-лайнеры. Во всех оставшихся восьми группах произошло значительное снижение.

Особое примечание: категория персональных джетов является новой, и сегодня в ней присутствует только один самолет – Cirrus Jet, запущенный всего 4 года назад и за последние 3 года имеющий экспоненциальный рост новых поставок. Cirrus Vision SF-50 – это первый реактивный самолет с парашютной системой спасения. Он также считается первым гражданским одномоторным джетом, получившим сертификацию FAA.

Резюме

Восстановление в деловой авиации в период после рецессии было неоднозначным, а общая остаточная стоимость самолетов оставались невысокой. Сейчас, с наступлением 2020 года JetNet надеется, что вторичный рынок США, наряду с улучшением мировой экономики, продолжит стимулировать покупки новые самолетов.