Как следует из отчета брокерской компании Colibri Aircraft, по состоянию на июнь 2021 года во всем мире выставлено на продажу 1134 частных самолета по сравнению с 1839 в июне прошлого года, что означает снижение более чем на 38%.
В настоящее время на вторичный рынок выставлено лишь 4,65% от эксплуатируемого парка деловых самолетов. Это самый низкий показатель с начала сбора данных в 1980-х годах.
Как отмечают аналитики Colibri Aircraft, слабое предложение плюс сокращение поставок новых бизнес-джетов, на 20% по сравнению с 2019 годом, что является самым низким показателем с 2004 года, особенно влияют на высокий спрос в сегменте частных самолетов.
«Купить частные самолеты сейчас чрезвычайно сложно, особенно бизнес-джеты, соответствующих европейским стандартам. Высокий спрос среди покупателей на фоне очень низкого предложения создали очень конкурентный рынок», - отметил управляющий директор Colibri Aircraft Оливер Стоун.
Стоун сказал, что недавно он попытался приобрести для клиента «свежий» Challenger 650, и на этот самолет было сделано по крайней мере шесть предложений, которые в итоге оказались близкими к заявленной цене. «Сказать, что рынок сейчас конкурентен, значит ничего не сказать», - сказал он.
Почему сократилось предложение от владельцев самолетов? Стоун объяснил, что спад был вызван США, которые «открылись после пандемии намного быстрее», чем другие части мира. «Ключевыми факторами, способствовавшими резкому падению предложения от владельцев на продажу, было сильное желание путешествовать в среде с гораздо меньшим риском передачи Covid, а резкий обвал трафика авиакомпаний заставил многих владельцев, которые выставляли на продажу свои самолеты, сохранить активы. На этом фоне на рынок вышло большое количество новых покупателей», - продолжает Стоун.
Аналитики Colibri Aircraft также считают, что в нынешней ситуации владельцы особенно держатся за свои воздушные суда, поскольку им сложно найти подходящую замену в такой ограниченной среде.
Одна из главных причин популярности рынка подержанных самолетов по сравнению с новыми самолетами – разница в стоимости. Эксперты Colibri Aircraft заявляют, что после финансового кризиса 2008 года амортизация самолетов является постоянной характеристикой самолетов, а подержанные самолеты обычно позволяют значительно сэкономить в цене покупки.
Предложение аналогичной полезности по более низкой цене привело к популярности вторичного рынка. Иллюстрация этой точки зрения: из 20 самых продаваемых типов джетов в 2020 году 14 – продавались по цене менее $2,5 млн. Учитывая, что самая низкая цена на новый частный самолет (один двигатель, легкий джет) составляет около $3 млн, это говорит о том, что многие покупатели пользуются преимуществами низкой стоимости подержанных самолетов.
Еще одно отличие – цикл покупки. Производители новых самолетов обычно предварительно продают свои производственные квоты на несколько месяцев вперед, и в результате покупка нового самолета обычно влечет за собой ожидание в течение нескольких месяцев или более, прежде чем он будет построен и поставлен. Подержанные самолеты имеют более короткий цикл покупки, который занимает несколько недель после определения подходящего самолета. Клиентам, для которых время ввода в эксплуатацию имеет решающее значение, подержанные самолеты обычно дают более быстрый способ начать летать. Это было особенно актуально в 2020 году, когда многие новые покупатели хотели иметь самолет, чтобы избежать аэропортов, и нуждались в более быстром вводе в эксплуатацию, чем при традиционной покупке нового самолета.
Наконец, нельзя не заметить, что разница в размерах имеющихся запасов между бывшими в употреблении и новыми самолетами существенна. Запасы новых самолетов, доступных каждый год, определяется производителями, которые, как правило, стараются иметь определенный уровень для поддержания стабильности. В результате у покупателей новых джетов есть только около 700 самолетов в год. Что контрастирует со вторичным рынком, который в настоящее время насчитывает более 20 000 бизнес-джетов и который продолжает расти. Огромный размер парка подержанных самолетов приводит к увеличению числа сделок каждый год, когда владельцы покупают, модернизируют или продают.
В 2020 году во всем мире было продано 2227 частных самолетов, что на 7,7% больше, чем годом ранее. В деньгах объем этого рынка достиг $14,5 млрд. Только в США, на долю которых приходится более 70% мирового рынка бывших в употреблении бизнес-джетов, продажи в 2020 году выросли почти на 9,5% по сравнению с 2019 годом и достигли показателя в 1637 самолетов (в 2019 г. – 1495). Продажи на втором по величине рынке, в Европе, также демонстрируют рост, было совершено 154 сделки против 152 годом ранее. Южная Америка является третьим по величине рынком, где в 2020 году было приобретено 122 подержанных самолета.
Что касается категорий частных самолетов, купленных в прошлом году, то в США приобретено 738 легких джетов, 566 – средних и 333 – тяжелых. Самым популярным подержанным самолетом стал Citation CJ3 (51 сделка).
В Европе в прошлом году было куплено 64 подержанных легких бизнес-джета, 46 – средних и 44 – тяжелых. Самыми популярными моделями стали Citation Mustang (шесть) и Citation Jet (шесть).