Олег Дунаев, вице-президент Международной академии транспорта: «Проблема неэффективного менеджмента российских аэропортов является одной из главных. Кроме того, неурегулированными остаются земельные вопросы, сохраняются пробелы в законодательстве»
Олег Дунаев, вице-президент Международной академии транспорта
На мой взгляд, проблема неэффективного менеджмента российских аэропортов является одной из главных. Кроме того, неурегулированными остаются земельные вопросы, сохраняются пробелы в законодательстве. Нет чёткой стратегии по удовлетворению потребностей клиентов аэропортов. Применяемые стратегии отвечают интересам самих аэропортов, а не потребителей. Ныне сложившаяся система менеджмента не следует принципам инновационной экономики, которые предусматривают ориентацию на клиента и сокращение внутренних издержек.
Аэропорт является, с одной стороны, естественной монополией, а с другой – экономическим агентом рынка. Как монопольные структуры аэропорты будут постоянно получать свою прибыль, но как экономические агенты должны привлекать клиентов, сокращая издержки, и создавать свои конкурентные преимущества.
Есть несколько моделей управления аэропортами. Сейчас активно обсуждается модель централизованного управления, когда государство ведает своей собственностью в аэропортах через единую структуру.
Другая модель нам известна на примере Aeroport de Paris, когда единая управляющая компания руководит всеми аэропортами. Подобную тенденцию можно видеть во взаимодействии государственных аэропортов Шереметьево и Иркутск.
Я же считаю, что оптимальным вариантом было бы формирование трёх – семи управляющих компаний, которые бы управляли как крупными, так и малыми аэропортами.
Между аэропортовыми комплексами должна быть конкуренция.
Тогда будут достигнуты следующие цели: сокращение издержек для потребителей услуг, с одной стороны, а с другой – получение прибыли за счёт неавиационной деятельности и развитие инфраструктуры, как аэродромной, так и аэропортовой.
Хорошим примером является деятельность управляющей компании «Истлайн» в аэропорту Домодедово, где она несёт ответственность за эффективность работы аэропорта и развивает его. Но примеру Домодедова должны следовать и другие, однако этого не происходит. А ведь если мы передадим аэропорты в управление частным компаниям, эффект положительно отразится на потребителе, жизнь заставит их работать на клиента.
Вся система методов управления аэропортами должна поменяться, чтобы отвечать принципам инновационной экономики, внедрять которую призывал Президент России.
Источник: Гудок.ру