2021 год стал самым загруженным годом в истории бизнес-авиации

Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, в 2021 году во всем мире бизнес-джеты выполнили больше рейсов, чем в любом другом предыдущим году.

В период с января по декабрь было совершено 3,3 миллиона рейсов бизнес-джетов, что на 7% выше, чем в 2019 году, когда был зафиксирован предыдущий пик мирового спроса. Аналогичный максимальный рост был в последний месяц года, когда в декабре было выполнено на 23% больше рейсов, чем в декабре двухлетней давности.

В праздники (20 декабря – 2 января) бизнес-джеты совершили 127 000 рейсов, что на 41% больше, чем за тот же период два года назад. Напротив, трафик регулярных авиакомпаний снизился на 28% по сравнению с декабрем 2019 года, что соответствует годовой тенденции. Грузовые перевозки продемонстрировали в 2021 году такую ​​же устойчивость, как и бизнес-авиация, при этом количество грузовых рейсов выросло на 8% по сравнению с 2019 годом.

Количество полетов бизнес-джетов по сравнению с регулярными и грузовыми операциями в 2019-2021 гг.

Северная Америка

В Северной Америке, включая Мексику и Канаду, бизнес-джеты выполнили на 6% больше полетов по сравнению с 2019 годом. Спрос был поддержан рынком Соединенных Штатов, где активность выросла на 10% по сравнению с 2019 годом, в отличие от соседней Канады, где трафик был на 24% ниже, чем два года назад.

Восстановление спроса в США произошло благодаря долевым и чартерным операторам, которые показали рост на 20% и 18%, соответственно, по сравнению с полным 2019 годом. Частные и корпоративные летные департаменты продемонстрировали более скромное восстановление активности, но тем не менее превзошли трафик 2019 года.

Пик спроса в США наблюдался в периоды отпусков и был географически сконцентрирован вокруг мест отдыха. Трафик был исключительно высоким в период Рождества и Нового года. В период с 20 декабря по 2 января бизнес-джеты в США совершили на 46% больше рейсов, чем в 2019 году. Соответственно, регулярные авиаперевозки по-прежнему на 16% ниже, чем в тот же период праздников в 2019 году.

Рейсы бизнес-джетов в США, 2017-2021 гг.

На рынке США наиболее загруженным сегментом бизнес-джетов в 2021 году были легкие самолеты. Они совершили 662 000 рейсов, налет составил почти один миллион часов, а трафик увеличился на 15% по сравнению с 2019 годом. В сегменте суперсредних джетов наблюдался самый большой рост по полетам по сравнению с 2019 годом – на 18%. Challenger 300 стал самым популярным типом бизнес-джета: было выполнено 179 000 рейсов, что на 12% больше, чем активный парк совершил в 2019 году. В 2020 году и в первой половине 2021 года активность сверхдальних бизнес-джетов значительно отставала от доковидного уровня, но к концу года количество рейсов превысило уровень 2019 года, даже если налет всё ещё был на 7% ниже, чем два года назад. У тяжелых бизнес-джетов еще не наблюдается устойчивого восстановления, а трафик бизнес-лайнеров в 2021 году был на 43% ниже по сравнению с 2019 годом.

Европа

Несмотря на неуверенное восстановление экономики европейских стран после локдауна, активность бизнес-джетов в регионе явно превысила уровень 2019 года, при этом к концу года было выполнено на 5% больше рейсов. Как и в США, пик спроса приходился на период рождественских и новогодних праздников, когда активность была на 30% выше, чем за тот же период два года назад.

Спрос варьировался по регионам: три крупнейших рынка – Франция, Германия и Великобритания – закончили год, все еще немного отставая от 2019 года с точки зрения количества полетов. Напротив, в Италии и Испании в 2021 году наблюдался самый сильный отскок в ЕС, что отражает высокий спрос на отдых. В России и Турции с большими внутренними рынками и более слабыми ограничениями на поездки постоянно наблюдался очень сильный рост трафика бизнес-джетов – на четверть по сравнению с двумя годами ранее.

Во всем европейском регионе заметный рост пришелся на легкие самолеты. В 2021 году рейсы сверхлегких джетов выросли на 22% по сравнению с 2019 годом.

Трафик бизнес-джетов в Европе в 2021 году по сравнению с 2020 и 2019 гг.

Остальной мир

Активность бизнес-джетов за пределами Северной Америки и Европы составляла незначительную долю от общемирового показателя: около 200 000 полетов заняли 6% мировой активности в 2021 году. Наблюдался значительный рост по сравнению с тенденциями до пандемии, при этом количество рейсов бизнес-джетов увеличилось на 28% по сравнению с 2019 годом.

В региональном срезе тенденции были разнообразными: в Азии наблюдался умеренный рост трафика бизнес-джетов, который увеличился в Индии и Австралии, но замедлился в Китае, особенно во второй половине года. На Ближнем Востоке в 2021 году наблюдался один из самых высоких темпов роста, особенно в Объединенных Арабских Эмиратах, где трафик вырос на 73% по сравнению с 2019 годом, в отличие от очень скромного роста в Саудовской Аравии. Другими странами, где была отмечена гораздо большая активность, чем в 2019 году, стали Бразилия, Нигерия и Египет.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Деловая авиация процветала в 2021 году. Со второго квартала наблюдалось очень сильное восстановление, в основном за счет спроса на отдых, который развивался по мере ослабления ограничений на поездки. Продолжительный спад рейсов регулярных авиакомпаний и постоянная озабоченность по поводу гигиены, связанная с новыми штаммами вируса, по-видимому, привели к тому, что в бизнес-авиацию перекочевало много новых клиентов. Устойчивость восстановления в 2021 году будет проверена в начале 2022 года поведением руководителей бизнеса в поездках».