Перелеты на частных джетах оказались востребованы во всем мире в условиях коронавирусных ограничений. Рынок частных авиаперевозок по итогам 2021 года вырос в среднем на 30% в зависимости от региона по сравнению с допандемийным 2019 годом.
Главный тренд уходящего года – это беспрецедентное возрождение рынка частных авиаперевозок. Если гражданская авиация до сих пор не может справиться с последствиями пандемии коронавируса, то сфера частных авиаперевозок сумела не только отыграть прошлогодние потери, но и продемонстрировать рост к допандемийному 2019 году. Так, по данным аналитической фирмы Argus International, количество рейсов бизнес-авиации во всем мире в октябре 2021 выросло на 40% год к году.
Рынку частных авиаперевозок в Росси и вовсе удалось показать рост не только по сравнению с 2020 годом, но и с допандемийным 2019 годом. В среднем в 2021 году объемы авиаперевозки рейсами бизнес-авиации с вылетом и прилетом из российских аэропортов выросли на 30% по сравнению с 2019 годом, а в некоторые периоды - в два раза.
Повышение спроса на частную авиаперевозку выступило мощным импульсом к росту и производства бизнес-джетов. Bombardier именно в уходящем году получил самый большой в своей истории заказ на поставку 10 ВС. У Gulfstream, крупнейшего в мире производителя бизнес-джетов по объему выручки, сейчас самый большой объем невыполненных заказов за шесть лет, а бразильский Embraer полностью заполнил книгу заказов на частные самолеты до I квартала 2023 года.
На рынке подержанных бизнес-джетов тоже наблюдается ажиотаж. Состоятельные пассажиры, не готовые вставать в очередь за новым частным самолетом от производителя, наводнили вторичный рынок. По данным JPMorgan, средняя цена на подержанный бизнес-джет достигла в октябре 2021 года $10,7 миллионов, что на $1 млн выше, чем в допандемийный 2019 год. Сильнее всего выросли цены на подержанные самолеты Gulfstream – на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По отзывам брокеров в США, из-за нехватки самолетов на вторичном рынке покупатели заключают сделки без проведения традиционной комплексной проверки воздушного судна.
Главная причина такого роста заключается в том, что почти два года ограничений и карантинов отчетливо показали, что командировки и очные, а не виртуальные, бизнес-встречи все еще остаются предпочтительным форматом обсуждения деловых вопросов. Не в силах программы виртуального присутствия заменить и отпуск. Пассажиры продолжают путешествовать, а если коммерческие авиакомпании не могут предложить им подходящий рейс по нужному направлению, то на помощь приходит бизнес-авиация.
Самыми востребованными направления у россиян остаются прежними – это, прежде всего, международные рейсы в Дубай, Лондон, Ригу, Ларнаку, Барселону и Малагу, Тиват, Ниццу. Международные воздушные рейсы превалировали над внутрироссийскими на протяжении почти всего года. Из внутрироссийских направлений самыми востребованными, как и раньше, остаются Москва, Сочи, Симферополь, Санкт-Петербург, Казань.
Массовый приток на рынок частных авиаперевозок новых клиентов, которые ранее не владели и не пользовались бизнес-джетами, - это еще один ведущий тренд уходящего года. Всё больше состоятельных путешественников, которые раньше летали коммерческими рейсами, теперь предпочитают частные бизнес-джеты - либо из-за опасений по поводу COVID-19, либо из-за отсутствия рейсов по нужным направлениям. По некоторым оценкам, в 2021 году до 25% всех заказов приходилось на таких клиентов-новичков.
Очень успешным оказался 2021 год и для джетшеринга – одной из ниш рынка частных авиаперевозок, предполагающей покресельную продажу мест на рейсы бизнес-авиации, своего рода «летающую маршрутку». Тон в этой сфере задают США, где джетшеринг существует уже давно и был достаточно востребован и до пандемии. Но именно последний год джетшеринг развивается стремительными темпами. По данным аналитической фирмы Argus International, совместное использование частных джетов в США, Канаде и странах Карибского бассейна подскочила по итогу I полугодия 2021 года на 58,3% по сравнению с 2020 и на 9,4% по сравнению с 2019. Итоговых данных по II полугодию еще нет, но уже по статистике октября 2019 можно увидеть, что этот тренд продолжился и усилился: количество шеринговых полетов подскочило на 44,8% к октябрю 2020 и на 29,3% к октябрю 2019.
Для российского рынка джетшеринг – достаточно новая услуга. Как и в остальном мире, большая доля нынешних пассажиров шеринговых рейсов - это бывшие пассажиры бизнес-класса или первого класса на регулярных рейсах коммерческих авиакомпаний. Статистика по объему авиаперевозки с помощью джетшеринга в России не ведется. Но как одни из первопроходцев шеринговых бизнес-чартеров, первыми запустившими такой рейс в Тиват, мы наблюдаем разнонаправленное движение спроса на эту услуги по различным направлениям. Так, в 2021 году наблюдался спад спроса на джетшеринг по таким направлениям, как Дубай или Мале. Причиной стало восстановление авиаперевозки регулярными коммерческими рейсами. Пассажиры вернулись в привычные бизнес- и первый классы. Востребованными остались «закрытые» из-за коронавирусных ограничений направления, такие как Тиват, Ницца и Генуя.
Во многом от того, как будет развиваться ситуация с пандемией коронавируса в мире, зависит и судьба бизнес-авиации в 2022 году. В I квартале следующего года мы можем увидеть замедление роста. Причиной станет как традиционный сезонный спад, так и усиление ограничений на поездки, связанные с распространением штамма Омикрон. Начало этого тренда заметно уже сейчас: так, по данным WingX, начало декабря уже показало снижение активности бизнес-перелетов в Великобритании на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, тогда как в ноябре показатель превышал допандемийный уровень на 30%. Аналогичные тенденции наблюдаются в Австрии, Бельгии, Норвегии, Ирландии и Нидерландах.
В случае снятия ограничительных мер, например, касающихся въезда российских граждан с туристическими целями в страны Шенгена, мы неизбежно увидим отток части клиентов из бизнес-авиации на рейсы коммерческих авиакомпаний. Впрочем, появление очередного нового штамма коронавируса может свести на нет этот риск. Пока предпосылок к тому, что в 2022 году коммерческие авиаперевозки вернутся к допандеймийному уровню, не наблюдается. Если бизнес-авиация в целом по миру уже превысила показатели 2019 года, то объемы гражданской авиаперевозки все еще на 30%-40% ниже, чем в допандемийное время.
Основным же вызовом 2022 года как для бизнес-авиации, так и для гражданской может стать резкий рост цен на авиакеросин. Топливо – это основная статья расходов при организации авиаперевозки. Затраты на авиакеросин составляют до 40% общих расходов на эксплуатацию воздушного судна. По данным аналитического агентства Platts, цены на авиакеросин с начала 2021 года выросли более чем на 55%.
Масла в огонь добавляют опасения, связанные с ужесточением требований к топливу, направленных на ускорение декарбонизации авиаотрасли в ЕС. Инициатива ReFuelEU предполагает доведение доли экологически устойчивых видов авиатоплива (SAF) до 5% к 2030 году, 32% к 2040 году и 63% к 2050 году. Надо заметить, что SAF стоит в 2-6 раз больше, чем авиакеросин. Помимо этого, в ЕС внесены изменения в систему торговли квотами на выбросы (ETS), которые приведут к сокращению квот для авиации, а следовательно - усилят финансовое бремя, лежащее на эксплуантантах ВС.
Как и любая другая индустрия, к концу года в бизнес-авиации стараются подводить итоги и пытаются приподнять завесу тайны следующего года. Участники рынка частных авиаперевозок, как российского, так и общемирового, сходятся во мнении, что несмотря на многие сдерживающие факторы, бизнес-авиация способна продолжить уверенный рост и в 2022 году. По различным оценкам, объемы авиаперевозки на частных джетах в следующем году вырастут на 10%. И почвой для этого роста останется то, что стало причиной падения гражданской авиации – пандемия и ограничительные меры.
Марк Кузнецов
Источник: Infox.ru