Украинский кризис, вероятно, снизит спрос

Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, на прошлой неделе произошло значительное усиление геополитической напряженности, что, вероятно, усугубит финансовую нестабильность, но, по крайней мере в настоящее время, активность деловой авиации продолжает процветать.

С начала 2022 года до второй половины февраля, полеты бизнес-джетов выросли на 12% по сравнению с январем и февралем 2019 года. По сравнению с зимой 2021 года активность в этом году выросла на 31%.

Глобальная активность регулярных авиакомпаний также выросла более чем на 30% по сравнению с прошлым годом, но пока ниже на 31% по сравнению с тем же периодом 2020 года, как раз в момент начала пандемии. Грузовая активность опережает предпандемийную тенденцию с марта 2020 года, хотя рост замедляется: в 2022 году пока наблюдается рост на 3% по сравнению с январем и февралем 2021 года.

Мировая активность бизнес-джетов в январе-феврале 2022 г. по сравнению с 2021, 2020 и 2019 гг.

Европа

Кризис в Украине быстро вытеснил пандемию как наиболее значительный дестабилизирующий фактор в европейском регионе. Основываясь только на последних семи днях, единственной страной, в которой наблюдается очевидное замедление, является Германия, где трафик бизнес-джетов сократился на 16% по сравнению с тем же периодом до пандемии 2019 года.

Активность бизнес-джетов в Испании, Италии и Нидерландах выросла более чем на 20% по сравнению с февралем 2019 года. В России, как и во Франции, Швейцарии и Турции, рост активности составил более 10% относительно 2019 года. Гораздо более долгосрочный обзор полетов из России с 2005 года показывает, что летная активность в последнее время вплотную приблизилась к предыдущим пикам в 2018 и 2013 годах и до сих пор, по-видимому, находилась на восходящей траектории за последние 18 месяцев, особенно трафик крупноразмерных бизнес-джетов. Зарегистрированные в России самолеты (RA) были особенно активными в 2021 году, полеты выросли на 80% по сравнению с 2019 годом.

Трафик бизнес-джетов в России с 2005 по 2021 годы

Последствия украинского кризиса на данном этапе не определены (отчет WINGX подготовлен 23 февраля, до начала военной операции на Украине, прим. BizavNews), но они неизбежно вызовут значительные краткосрочные потрясения в международных отношениях, торговле и финансовых рынках, хотя более конкретное влияние на деловую авиацию, скорее всего, окажут целенаправленные санкции, введенные Западом.

В Европейском регионе в 2021 году 11% всех стыковочных рейсов были связаны с Россией или Украиной в качестве пунктов прибытия или вылета, что соответствует 7% всех рейсов. Воздействие на некоторые страны намного выше, чем на другие: соответственно 22% и 16% рейсов из Эстонии и Кипра направляются в Россию, но только 1% рейсов из Великобритании и 6% из Турции.

Парки производителей также подвержены различным рискам: в 2021 году в Россию и Украину выполнялось 25% европейских рейсов BBJ, 12% трафика Gulfstream, 3% Cessna. Как и у бизнес-лайнеров, у тяжелых джетов высокие возможные риски – в 2021 году 16% трафика было по этим направлениям.

Северная Америка

В Северной Америке восстановление регулярных авиаперевозок набирает обороты, при этом объем пассажирских перевозок на узкофюзеляжных самолетах находится в пределах 10% от тенденций 2019 года. Возможно спрос на бизнес-авиацию замедлится, но, по крайней мере, на прошлой неделе признаков замедления почти нет: трафик бизнес-джетов на 16% опережает показатели 2019 года, на 24% – показатели 2020 года и на 54% выше по сравнению с прошлым годом.

За последнюю неделю Багамы, Пуэрто-Рико, Синт-Мартен, Тёркс и Кайкос и особенно Коста-Рика значительно превышают уровень 2019 года с точки зрения прибытия бизнес-джетов.

Сверхдальние бизнес-джеты демонстрируют в этом году самое сильное восстановление: трафик на 38% больше, чем на той же неделе 2020 года. В текущем месяце два аэропорта со значительным международным присутствием, Тетерборо и Даллес, по-прежнему отстают от активности в феврале 2019 и 2020 годов.

Лучшие аэропорты США по активности бизнес-джетов в феврале 2022 г. по сравнению с 2021, 2020 и 2019 гг.

Остальной мир

За пределами Северной Америки и Европы трафик бизнес-джетов за последние шесть месяцев значительно превысил уровень 2019 года. В целом с начала года активность бизнес-джетов выросла на 16% по сравнению с январем и февралем 2021 года, на 21% больше, чем в начале 2020 года, и на 44% больше, чем три года назад.

Большая часть этого роста приходится на несколько стран, где самолеты бизнес-авиации значительно усилили свою роль, включая Бразилию, Нигерию, Колумбию и Аргентину. В других странах по-прежнему наблюдается сильная тенденция спроса на бизнес-джеты в целях туризма, особенно на Ближнем Востоке, где ОАЭ, Саудовская Аравия и Израиль значительно превышают тенденции 2019 года. Относительно более слабым регионом является Азия, где, например, в Китае и Сингапуре трафик соответственно на 14% и 48% ниже, чем в декабре 2019 года.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Геополитические риски сейчас выходят на первый план с точки зрения перспектив дальнейшего роста деловой авиации в 2022 году. Для европейских операторов бизнес-джетов стыковки с Россией и Украиной составляют почти 10% всех рейсов, при этом Центральная и Восточная Европа, а также тяжелые джеты в целом имеют гораздо большую подверженность риску. Последствия текущего кризиса могут иметь серьезные экономические проблемы, которые будут угрожают спросу на полеты в течение года».