Не все так просто на рынке бизнес-авиации

По словам рыночного аналитика Роллана Винсента, после продолжающегося роста частной авиации в постковидный период, отрасль надеется завершить год на высокой ноте. Выступая на авиационной бизнес-конференции NATA, он спрогнозировал, что четвертый квартал для производителей будет очень загруженным, и, возможно, даже больше, чем в прошлом году.

Последний квартал года, как правило, самый напряженный с точки зрения поставок. Например, известно, что Embraer объявляет о более чем половине своих годовых поставок только в четвертом квартале. Тем не менее, Винсент отметил, что в этом году будут действовать и другие факторы, которые придадут импульс рынку. «В этом году мы увидим конец истории 100% бонусной амортизации в США, которые на сегодняшний день являются крупнейшим рынком для бизнес-джетов». В результате он видит, что клиенты хотят получить свои самолеты до конца года. Винсент также добавил, что результаты промежуточных выборов в США могут внести некоторую неопределенность в отношении будущей политики.

В то время как производители бизнес-джетов наблюдают, как их соотношение портфеля заказов к поставленным самолетам выросло до 2:1, что предполагает получение двух заказов на каждый поставленный ими самолет, Винсент ожидает, что сильные поставки в четвертом квартале снизят это число. «Мы увидим, что к концу года количество заказов упадет примерно до один к одному», — сказал он. «Не беспокойтесь, если увидите, как оно падает, мы давно этого ждали».

Хотя за последние шесть месяцев у производителей бизнес-джетов объем невыполненных заказов увеличился на 20%, до $50 млрд, Винсент ожидает, что объем поступающих заказов не будет устойчивым, поскольку все признаки указывают на надвигающуюся рецессию. Кроме того, он считает, что нынешнее ожидание поставок также умерит энтузиазм некоторых клиентов. Винсент полагает, что с учетом того, что для некоторых моделей срок ожидания составляет 30 месяцев, а производителям не нужно предлагать снижение цен, некоторые клиенты решат отложить свой заказ до тех пор, пока объем невыполненных заказов не уменьшится и цены не упадут.

«Нас сдерживают цепочки поставок», — добавил он. «Производители хотели бы производить больше самолетов, но не могут, потому что цепочки поставок лихорадят, так что в некотором смысле это помогает производителям поддерживать высокие цены».

Инфляция также будет играть роль в заказах самолетов. «Индекс потребительских цен в США сейчас составляет 8,2%», — сказал Винсент. «Таких цифр мы не видели с начала 1970-х». Он объяснил, как инфляция в сочетании с сохраняющимися узкими местами в цепочке поставок, вызванными в основном Covid, представляют собой двойную проблему для отрасли. «Если сейчас инфляция в Соединенных Штатах составляет 8%, то в нашей очень специфической цепочке поставок она может составить 15%, так что да, мы увидим более высокие цены, и это само по себе немного смягчит спрос».

Хотя прогнозирование рыночных тенденций никогда не бывает простым занятием, Винсент отметил, что на традиционные экономические индикаторы больше нельзя полагаться. В то время как в 2020 году была рецессия, вызванная Covid, отрасль пришла к тому, что даже не заметила, что в этом году два квартала подряд экономика показывала снижение, что традиционно является одним из предвестников рецессии. «Технически это не считалось рецессией, потому что рынки труда не скорректировались, мы не увидели всплеска безработицы», — сказал Винсент.

В этом году Винсент ожидает, что поставки новых самолетов превысят общий объем поставок в 2021 году на 5%, а в 2023 году еще на 8%. Он полагает, что в следующем году объем поставок превысит 809 самолетов.

По словам Винсента, на «жарком вторичном рынке» количество самолетов, выставленных на продажу, остается на исторически низком уровне: «Мы никогда не видели такой ситуации, хотя занимаемся этим уже более 30 лет». Он описал как загадку то, что за последний год было заключено 3450 сделок при 950-ти выставленных на рынке самолетов. «Происходит это потому, что самолеты так быстро уходят с рынка, что они даже не котируются. Ноль – вот цифра нахождения их на рынке». Этот темп продаж настолько опередил традиционные отраслевые показатели, что в настоящее время статистика приходит с серьезными задержками. Тем не менее, Винсент отметил, возможно, начало тенденции в нижней части рынка, когда количество доступных легких самолетов начинает увеличиваться. «Подумайте о том, что там происходит. Люди обычно тратят собственные деньги на эти типы самолетов, они осторожны, и они выставляют самолет на продажу», — сказал Винсент. «Это ранний показатель перемен. Я не говорю, что там горит огонь, но наблюдайте. Подобные вещи происходят в нижней части рынка».

Винсент, основатель и директор JetNet iQ, также поделился некоторыми выводами последнего опроса. За последние 12 лет компания общалась с тысячами владельцев и эксплуатантов бизнес-джетов, чтобы держать руку на пульсе рынка, и в последнем опросе настроения среди них оптимистичны. «Почти 63% считают, что мы прошли нижнюю точку текущего бизнес-цикла», — сказал Винсент. И хотя было много дискуссий о «прилипчивости» новых клиентов, выходящих на рынок частной авиации, результаты опроса показали, что подавляющее большинство 77% респондентов считают, что спрос со стороны новых пользователей либо увеличится, либо останется прежним в течение следующих пяти лет.

Также ощущается потребность в персонале: 73% североамериканских операторов сообщают, что в прошлом году они испытывали некоторые трудности с набором пилотов с желаемыми резюме. «Я думаю, это потому, что линейные авиакомпании восстанавливаются быстрее, чем где бы то ни было, и они переманивают летный состав», — заявил Винсент. Нехватка авиамехаников носит глобальный характер, и оба дефицита оказывают давление на заработную плату операторов, чтобы привлекать и удерживать персонал.