Так ли необходим бизнес-джет с бóльшей максимальной сертифицированной высотой полета по сравнению с менее высотным самолетом в обычной эксплуатации? Ведь те, кто выберет первый вариант смогут хвастаться способностью своего самолета «подниматься высоко» и экономить топливо, летать над грозами, избегать других транспортных потоков и получать более прямые маршруты.
Все это может быть реальными преимуществами при использовании больших высот, но как часто высотные самолеты могут извлечь выгоду из этого? Это значимые преимущества бизнес-джетов или просто реклама, лишенная смысла?
Чтобы получить представление о высотных полетах в бизнес-авиации, компания Jet Advisors провела исследование 29,8 млн рейсов по IFR, прибывающих, вылетающих или летающих из пункта в пункт в США, в которое был включен 91 тип реактивного самолета.
Исследование изначально рассматривало все полеты бизнес-джетов, которые достигли высоты более 35000 футов (FL350, 10670 м). Поскольку большинство бизнес-джетов не сертифицированы для полетов на высоте более 45 000 футов (FL450, 13715 м), эксперты сосредоточились на высотах, достигаемых высотными самолетами во всех полетах, а затем при более дальних полетах, когда с точки зрения эксплуатации более целесообразно подниматься на большую высоту.
Сравнивая рейсы на высотах более 35000 футов, исследование показало, что большинство бизнес-джетов летают на высоте 41 000 футов или FL410. Большое количество рейсов также используют FL430 и FL450. После эшелона FL450 наблюдается резкий спад. Вероятно, это связано с тем, что многие самолеты не сертифицированы для полетов выше таких высот. Но, несмотря на то, что FL410 является самой популярной высотой, она используются только в 8% от всех рейсов бизнес-джетов.
Поскольку логично, что более короткие полеты не выиграют от больших высот, в исследовании также были проанализированы более длительные рейсы, определяемые как те, которые превышают 1000 морских миль. Дальними были признаны около 3,9 млн полетов бизнес-джетов. Почти 16% дальних полетов приходилось на эшелон FL410, а 44% — между FL410 и FL450.
Затем в исследовании рассматривались рейсы на большой высоте. Только 23 из 91 типа бизнес-джетов в исследовании сертифицированы для полетов выше FL450, и исследователи изучили 8,3 млн полетов, совершенных этими высотными самолетами. Существует четкая закономерность, показывающая, что после эшелона FL470 количество рейсов резко сокращается. Это также показывает, что на FL470 выполнено только 1,4% всех рейсов высотных бизнес-джетов. Из примерно 1,6 млн дальних полетов с участием высотных самолетов выше FL450 наибольший процент приходится на FL470.
Процент рейсов выше FL350 (все бизнес-джеты). Диаграмма: Jet Advisors
Процент рейсов выше FL450 (все бизнес-джеты на дальних рейсах). Диаграмма: Jet Advisors
Процент полетов выше FL450 (высотные бизнес-джеты). Диаграмма: Jet Advisors
Процент рейсов выше FL350 (все бизнес-джеты на дальних рейсах). Диаграмма: Jet Advisors
Исследование Jet Advisors также показало, какие типы самолетов наиболее эффективно используют воздушное пространство выше FL450. Gulfstream явно лидирует, но стоит отметить, что самолеты Gulfstream, способные летать выше FL450, по-прежнему используют воздушное пространство выше FL450 только в 8,9% от общего числа рейсов в США (включая международные рейсы). Ни один из типов высотных самолетов, участвовавших в исследовании, не совершил более 2% всех своих полетов выше эшелона FL470, и большинство из них почти не совершали полетов на этих высотах.
Процент полетов выше FL450 (высотные бизнес-джеты по производителям). Диаграмма: Jet Advisors
Каковы ответы на вопросы о том, имеет ли высотность материальное эксплуатационное преимущество перед остальными самолетами, и должно ли это быть критерием для покупки определенного типа самолета преимущественно для внутреннего использования в США? Данные свидетельствуют о том, что сверхдальние самолеты, такие как Gulfstream, нуждаются в этой возможности на международных/североатлантических маршрутах.
Но для самолетов, используемых для внутренних рейсов в США, высотность не является существенным критерием при принятии решения о покупке и имеет небольшое эксплуатационное преимущество перед другими самолетами.
Как всегда в авиации, есть исключения, когда возможность полета на большой высоте может сделать определенный критически важный полет без посадки, и тогда необходимо учитывать максимальную сертифицированную высоту.