В своем обзоре рынка деловой авиации за третий квартал компания Global Jet Capital отмечает, что, хотя мировая экономика остается устойчивой, препятствия для будущего роста продолжают нарастать. Тем не менее спрос сохраняется.
По данным Global Jet Capital, основные события третьего квартала 2023 года показывают, что, хотя мировая экономика остается устойчивой, более высокие ставки и растущая геополитическая напряженность представляют собой постоянные риски для макроэкономических условий. В отрасли бизнес-джетов объемы полетов снизились по сравнению с 2022 годом, но превысили уровни до COVID, уровень запасов на вторичном рынке вырос, но остался ниже исторических средних показателей, а объемы транзакций снизились по сравнению с недавними высокими уровнями. Стабильный спрос на бизнес-авиацию, а также большое количество заказов у крупных производителей и относительно низкие запасы должны позволить отрасли выдержать любые потенциальные экономические спады в обозримом будущем, говорится в докладе.
В третьем квартале 2023 года количество полетов сократилось на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но было на 14% выше уровня третьего квартала 2019 года, демонстрируя устойчивый спрос. Портфели заказов производителей увеличились, а соотношение заказов к поставкам осталось выше 1:1, что дало производителям возможность противостоять экономическим спадам. Объем транзакций снизился в первые три месяца 2023 года из-за более медленных, чем ожидалось, новых поставок, что связано с проблемами цепочки поставок и трудовыми ресурсами, а также обусловленной ценами инерцией между покупателями и продавцами на вторичном рынке. По мере того, как все больше продавцов публично выставляли на продажу свои самолеты, запасы бизнес-джетов увеличивались, хотя общий уровень на вторичном рынке оставался ниже исторических средних показателей. Большинство моделей самолетов вернулись к историческим профилям амортизации, хотя и с более высокой начальной точки после стабилизации их стоимости в 2021–2022 годах.
Хотя мировая экономика в первые три квартала 2023 года оказалась более устойчивой, чем ожидали многие экономисты, проблемы продолжали нарастать. Конфликты на Украине и Израиле нарушили экспорт природных ресурсов, а центральные банки ужесточили денежно-кредитную политику, замедлив экономический рост. Анализ Wells Fargo показал, что просрочки по кредитным картам увеличились, сбережения сократились, а доверие потребителей упало как в США, так и в Европе. Таким образом, GJC пришел к выводу, что рецессия в ближайшие 12 месяцев остается вероятной. Тем не менее, в этом квартале произошли положительные изменения. Рынок труда в США создал больше рабочих мест, чем ожидалось, в то время как розничные расходы и промышленное производство в Китае оставались высокими, несмотря на сбои на рынке недвижимости.
На данный момент большинство экономистов ожидают, что вероятность жесткой посадки экономики снизилась, но экономический рост останется медленным, а умеренная рецессия все еще возможна. Обнадеживает то, что устойчивый рост, наблюдавшийся в первой половине этого года, предполагает, что любая рецессия, скорее всего, будет мягкой и непродолжительной.
В третьем квартале 2023 года объем полетов сократился на 2,8% по сравнению с годом ранее, но вырос на 2% по сравнению с предыдущим кварталом. И в США, и в Европе наблюдался спад после сильного роста в период восстановления после COVID. Чартерные перевозки также снизились по сравнению с постковидными максимумами.
Несмотря на то, что количество рейсов сократилось по сравнению с прошлым годом, спрос оставался выше уровня, существовавшего до появления COVID. Число рейсов в третьем квартале 2023 года было на 13,9% выше, чем в третьем квартале 2019 года. С начала года количество рейсов было на 13,3% выше, чем за первые три квартала 2019 года. Клиенты начали возвращаться в коммерческие авиакомпании, поскольку проблемы со здоровьем и безопасностью уменьшились. Многие ожидали, что некоторые из новых пользователей бизнес-авиации вернутся в коммерческие авиакомпании по мере нормализации ситуации в мире. Однако из-за присущих отрасли преимуществ, включая личную безопасность, гибкость, производительность и комфорт, значительная часть новых пользователей продолжала использовать бизнес-авиацию в этом квартале. Таким образом, объем полетов был ниже пика, наблюдавшегося в 2022 году, но выше, чем допандемийного уровня, при этом в будущем ожидается устойчивый рост.
Заказы у производителей увеличились на 5,9% по сравнению с прошлым годом и составили $46,1 млрд. Заказы были ниже высоких уровней, наблюдавшихся в конце 2021 года и начале 2022 года, но соответствовали уровням третьего квартала 2022 года и уровням до COVID. Несмотря на то, что покупатели продолжали заказывать новые самолеты, ограничения в цепочке поставок и рабочей силе не позволили существенно увеличить производство. В результате соотношение заказов к поставкам в масштабах всей отрасли составило 1,2:1. Производители указали, что они ожидают, что соотношение заказов к поставкам снизится по мере решения проблем с цепочкой поставок и рабочей силы, а FAA сертифицирует недавно разработанные модели. Ожидается, что даже несмотря на это снижение, объемы невыполненных заказов и сроки выполнения заказов в течение следующих нескольких лет останутся выше уровня, существовавшего до COVID.
Объем продаж как новых, так и бывших в употреблении воздушных судов в третьем квартале 2023 года снизился по сравнению с уровнями прошлого года. На рынке новых самолетов производители продолжили усилия по устранению ограничений в цепочке поставок и трудовых ресурсах, которые замедлили рост производства. Они решили широкий спектр проблем, но сохраняются проблемы с приобретением ключевых компонентов. Производители также изо всех сил пытались нанять достаточно рабочей силы для удовлетворения спроса. Наконец, некоторые производители задержали поставки, ожидая сертификации новых моделей самолетов. Хотя эти ограничения привели к снижению общего объема транзакций, меньшее количество новых поставок может помочь ограничить рост запасов и поддержать более здоровую стоимость на рынке.
Большая часть спада на вторичном рынке ожидалась на фоне замедления экономического роста и нормализации рынка после сильных периодов 2021 и 2022 годов. Уровень обесценивания замедлил объем сделок на рынке подержанных воздушных судов. Относительно резкий рост процентных ставок также подавлял спрос. Многие обозреватели рынка ожидают, что уровень активности снова повысится в четвертом квартале, когда рынок достигнет нового равновесия, хотя в 2023 году ожидается более низкий общий объем сделок по сравнению с 2022 годом.
За первые три квартала 2023 года количество зарегистрированных самолетов на вторичном рынке увеличилось, продолжая тенденцию, начавшуюся во второй половине 2022 года. Недавний рост, по крайней мере частично, обусловлен эффектами исходного состояния. К сентябрю 2022 года объем предложений был на 15,3% ниже, чем за тот же период 2019 года. После роста на 22,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в третьем квартале 2023 года количество предложений осталось лишь на 3,9% выше по сравнению с третьим кварталом 2019 года. Многие продажи самолетов в 2021 году и в первой половине 2022 года подразумевали самолеты, не выставленные на публичный рынок. В 2023 году продавцы снова возобновили публичное выставление своих самолетов на торги, что способствовало росту продаж. Количество предложений может продолжать расти в течение четвертого квартала 2023 года по мере увеличения новых поставок, поскольку владельцы, скорее всего, будут продавать свои нынешние самолеты после получения новых.
К концу третьего квартала 2023 года запасы на вторичном рынке составили 6,6% от общего парка. Общие запасы превышают недавнюю низкую точку в 3,1% в конце первого квартала 2022 года, но все еще ниже среднего уровня примерно в 10–11% за последнее десятилетие. Запас самолетов моложе 13 лет (обычно считающихся более ликвидными) составил 4,7% мирового парка, увеличившись с 1,8%, наблюдавшихся в конце первого квартала 2022 года, и с 4,4%, наблюдавшихся в конце 2022 года. Во втором квартале 2023 года запасы самолетов возрастом 13 лет и старше росли быстрее, чем более молодые модели, и составили 7,7%, поскольку многие старые самолеты, приобретенные в 2021 и 2022 годах, были возвращены на рынок.
Ожидается, что запасы будут продолжать постепенно увеличиваться в течение оставшейся части 2023 года по мере возвращения рынка к более нормальным условиям, но не ожидается, что в ближайшем будущем они достигнут среднего исторического показателя в 10–11% из-за ограниченных новых поставок от производителей.
Средняя стоимость бизнес-джетов в третьем квартале 2023 года выросла на 4,8% по сравнению с третьим кварталом 2022 года. Цены варьировались в зависимости от модели: старые самолеты обычно дешевеют сильнее, чем молодые. Например, в третьем квартале 2023 года стоимость самолетов возрастом 13 лет и старше выросла на 7,4% по сравнению с увеличением на 3,9% для более молодых самолетов. Старые самолеты росли в цене относительно более молодых на протяжении всего периода после COVID, поскольку многие покупатели предпочитали приобретать их во время пика рынка, что сокращало предложение. На пике третьего квартала 2022 года цены старых самолетов выросли на 67,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по сравнению с лишь 28,7% для более молодых самолетов.
Несмотря на то, что стоимость выросла, в третьем квартале рынок вернулся к более нормальной модели амортизации. Увеличение средней стоимости на 4,8% представляет собой более медленный рост, чем 11,5%, наблюдавшийся во втором квартале 2023 года, и значительное замедление по сравнению с 37,2%, наблюдавшимся в третьем квартале 2022 года. Годовой показатель включает быстрый рост во второй половине 2022 года. В период со второго квартала по третий квартал 2023 года цены снизились на 0,8%. По мере увеличения запасов переговоры о ценах между покупателями и продавцами также были более сбалансированными, чем в 2021 году и на протяжении большей части 2022 года. Стоит отметить, что бизнес-джеты обесценивают активы, и следует ожидать устойчивого снижения цен на самолет в течение его срока службы. Участники отрасли сходятся во мнении, что стабильная ценовая среда восстановится, когда спрос и предложение придут в баланс.
В заключение, отмечает GJC, после быстрого расширения отрасли в 2021 и 2022 годах рост рынка бизнес-джетов замедлился. В третьем квартале макроэкономические препятствия сохранялись (несмотря на устойчивость в этом году), авиаперевозки и транзакции сократились, а стоимость снизилась. Тем не менее, объем полетов остается выше уровня, существовавшего до появления COVID-19, поскольку многие новые пользователи, вышедшие на рынок в эпоху коронавируса, продолжали использовать самолеты бизнес-класса. Кроме того, объемы заказов производителей и время выполнения заказов оставались высокими, а запасы бывших в употреблении самолетов оставались ниже средних исторических показателей. Ожидается, что в течение оставшейся части 2023 года и в 2024 году количество транзакций увеличится, поскольку производители продолжают решать проблемы с цепочками поставок и трудовыми ресурсами, в то время как вторичный рынок достигает нового равновесия.