Несколько слов о пенсионном возрасте для вертолетов

О сроках службы и ресурсах вертолетов всегда много и горячо спорят. Из-за солидного возраста нашего вертолетного парка особенно «достается» назначенным ресурсам и срокам службы.

Действительно странно, когда у одной и той же платформы по Аттестату один ресурс (Ми-8АМТ – 18000 часов), а по Сертификату – другой, причем, значительно меньший (Ми-171 – 7000 часов). Или другой пример, серийного вертолета еще нет, а цифры ресурсов и сроков гуляют по несколько десятков тысяч (шкура неубитого медведя). Громкие заявления о кратном увеличении назначенного ресурса нового ЛА вызывает удивление. Зачем спорить о том, что будет через «четверть века». Тем более, что исходные цифры – расчетные и не дотягивают до предельного состояния. А соображения, по которым назначаются границы, порой далеки от технических. На первый план выходят финансовые интересы. Складывается впечатление, что спорщики далеки от понимания природы явлений. Давайте поговорим о назначенных ресурсах и сроках службы.

1. Назначенный – потому что его назначают.

Для начала ГОСТовское определение: Назначенный ресурс (назначенный срок службы) – суммарная наработка (календарная продолжительность эксплуатации), при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. (ГОСТ 27.002-89).
Существует целая система (см. рисунок). 


Предварительный назначенный ресурс (срок службы) – назначенный ресурс, устанавливаемый при передаче изделия на государственные испытания. (ГОСТ 23743-88).

Начальный назначенный ресурс (срок службы) – назначенный ресурс, устанавливаемый к началу поступления первого серийного изделия в эксплуатацию. (ГОСТ 23743-88).

Проектный ресурс (срок службы) – принятый при разработке и (или) сертификации типовой конструкции изделия или ВС в целом, в пределах которого обеспечивается необходимый уровень безопасности конструкции по условиям прочности. (ОСТ 1 02785-2009).

Ресурс до списания (срок службы) – Наработка изделия (календарная продолжительность) от начала эксплуатации до перехода в предельное состояние, при котором изделие подлежит списанию (ГОСТ 23743-88)

Здесь нужно отметить, предельное состояние – состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, любо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.   

Возникает закономерный вопрос: а зачем назначают?

Цель установления – обеспечить принудительное заблаговременное прекращение применения объекта по назначению, исходя из требований безопасности или технико-экономических соображений. При достижении объектом назначенного ресурса (назначенного срока службы или хранения) в зависимости от назначения объекта, особенностей эксплуатации, технического состояния и других факторов объект может быть списан, направлен на ремонт, передан для применения не по назначению, переконсервирован (при хранении) или может быть принято решение о продолжении эксплуатации.

Назначенный ресурс/срок службы – это ограничение (правая граница) стадии эксплуатации, назначаемое не только и не столько по эксплуатационно-техническим соображениям. 

2. Рождение и продление

Как рождается ресурс/срок службы? Определение ресурса и срока службы – прерогатива разработчика. Выбор величины «назначаемого» ресурса/срока службы достаточно «условный». Первоначальный (исходный) – положение «границ дозволенного» – определяется расчетным путем. «Прочнисты» рассчитывают ресурс по нагрузкам. Получают циклы, часы, выстрелы и т.п. Посчитали. Подтвердили прочностными испытаниями. Начали летать. В ходе дальнейших испытаний выявляются «слабые места», уточняются методики расчетов, расширяется испытательная база, сдвигаются (поэтапно) границы. Ресурсные испытания идут параллельно с началом эксплуатации. В ходе эксплуатации появляются «лидерные» вертолеты. Контроль за «лидерами» дает новую информацию для расширения границ и дальнейшего увеличения (продления) ресурсов и сроков. Продление – сложный, продолжительный, организационный процесс. Важно отметить научно-технический аспект «продления». Систематизация информации об изменении технического состояния позволяет создать базу данных для понимания границ возможной (эффективной) эксплуатации. Это наше богатство. Несмотря на бесконечные (излишние) согласования, одобрения, утверждения на этом пути достигнут реальный рост (см. таблицу).

Программа

Было

Стало

назначенный ресурс, ч

срок службы, лет

назначенный ресурс, ч

срок службы, лет

Ми-2

8000

20

12000

40

Ми-8Т

15000

30

30000

37

Ми-8АМТ/МТВ

7000

25

18000

25

Ми-171

7000

25

7000

25

Ми-26

2100

25

4200-6000

БО

БО – без ограничения
За 30 лет назначенный ресурс Ми-2 «вырос» в 1,5 раза, Ми-8Т – в 2 раза, Ми-8АМТ/МТВ – 2,57 раза с 1991 года, Ми-26– 2…2,85 раза с 1980 года и только Ми-171 «застыл» с 1994 года. Что касается срока службы, мы добились серьезных успехов: Ми-2 – 40 лет, Ми-8Т – 37 лет, Ми-26 – вообще без ограничений! Прочностные характеристики Ми-8 оказались настолько высокими, что не только превзошли все ожидания, но и пошли в ущерб эффективности. У Ми-38 прочностные характеристики получились ниже и, что удивительно, изменились «слабые места». В планах – дальнейшее увеличение. Эпопея роста ресурсов/сроков службы породила ошибочное представление, что продление может быть бесконечным. К сожалению, не умные головы рассуждают «по аналогии», переносят (продляют) ресурсы и сроки (в технике аналогии не работают). Неотъемлемая часть нашего «смутного времени». Наглядный пример, попытки «отказаться» от сроков хранения покупных изделий на складах до установки на вертолет. В назначенный – не засчитывать?! На самом деле процессы коррозии и старения (влияния природы) не отменить. Как нельзя отменить процессы старения клеток живого организма, так нельзя противостоять изменению свойств материалов, сокращающих сроки службы. Главную скрипку играет состояние резины, электрожгутов и коммуникационной аппаратуры электрических цепей. Помочь могут лишь глубочайшие знания. И не обращайте внимания на россказни «манагеров» от вертолетостроения.

В «борьбе» за ресурсы и сроки сталкиваются интересы разработчика/производителя и пользователя/потребителя. Разработчик не хочет «раздавать» ресурс/срок службы. А пользователь, напротив, хочет получить все и бесплатно. Достичь компромисса не просто. Нельзя не сказать и о балансе внутри самого изделия. Есть агрегаты, у которых ресурс/сроки менее, чем у вертолета. Пользователь настаивает – «все по вертолету», его не интересует, что порой это невозможно (несущая система, трансмиссия, рулевой винт). И здесь нужно соблюсти баланс реальных возможностей конструкции и интересов пользователей. Одним словом, как у канатоходца – нужно все время держать равновесие, а это не просто, этому требуется учиться. Способность сохранять работоспособность во времени изучается при разработке, закладывается в производстве, поддерживается в эксплуатации и восстанавливается при ремонте. Ресурс/срок службы – это еще и показатель качества изготовления. Производитель обязуется выпускать вертолеты «не хуже, чем назначено».

3. Назначенный ресурс, как пенсионный возраст

Вертолет, как человек, рождается – учится – работает – болеет – уходит на пенсию – умирает. Здесь важно вовремя уйти на пенсию. Хочется точно знать, когда вертолету «уходить на пенсию». А для этого нужно найти истинную границу «между не раньше и главное не поздно». Когда еще можно и нужно, работоспособного и предотказного состояния. Соблюсти баланс безопасности, эффективности, экономичности и желания владельца, максимально получить, выжать из изделия. Дальше – больше. От индивидуума нужно подняться до уровня всего парка программы. Здесь вступают авиационные власти и наука управления техническим состоянием парка. К сожалению, мы живем по принципу «куда кривая выведет». «Крикуны» кричат вертолеты устарели, летать не безопасно. Производители – ограничить возраст, чтобы покупали новые. Эксплуатанты настаивают, разработчики должны продлить ресурс. Ресурс/срок службы, определяющий уровень расходов на эксплуатацию, сам превратился в «разменную монету». Вопрос «жизни и смерти»: не потерять школу прочности и сохранить методологию.

На этом фоне пенсионный возраст для вертолетов остается надолго. Будем рассчитывать, испытывать… назначать, продлять. Назначенный ресурсы/сроки службы будут жить и в том числе в качестве границы эксплуатации по техническому состоянию, если сумеем перейти (научно, технологически, инструментально, ментально). Между ресурсами и эксплуатацией по техническому состоянию «пропасть» из чиновников в погонах и без, которые в 21 веке заявляют, «нет ресурсов, документы не подпишем». К сожалению, ресурсы и сроки не позволяют максимально использовать заложенное в технику эксплуатационное совершенство.

В эксплуатации природно-климатические условия, циклы и режимы нагружения различаются, поэтому состояние изменяется (ухудшается) по-разному. Кроме того, каждое изделие индивидуально. Лишь переход на эксплуатацию по техническому состоянию позволит более эффективно и дольше использовать качество, заложенное в конструкцию. Однако для этого нам необходимо как можно лучше знать «здоровье» конкретного вертолета. Эксплуатация по техническому состоянию начинается задолго до первого полета, на этапе разработки нового типа или модификации с «чистого листа». Сегодня мы делаем робкие попытки перехода программ, находящихся в эксплуатации. Но это совсем другая тема.
На этой ноте заканчиваем наш разговор про пенсионный возраст для вертолетов.

Источник: Вертолетные заметки Евгения Матвеева