«Рынок бизнес-джетов еще никогда не был в лучшем состоянии». Вивек Каушал, генеральный директор Global Jet Capital, не из тех, кто преувеличивает. Занимаясь авиационным финансированием в течение 30 лет, в том числе много лет в качестве директора по управлению рисками в GE Capital Aircraft Finance, он и его команда потратили много времени на изучение рынка бизнес–джетов (в том числе для составления последних прогнозов). Так что его уверенность кое-что значит.
Финансовая компания прогнозирует, что количество сделок с новыми самолетами и с джетами со вторичного рынка увеличится на 5,7%, а их стоимость в долларах – на 10,7%. Это отражает увеличение поставок крупногабаритных самолетов, включая Gulfstream G700.
По данным Global Jet Capital, в 2023 году количество транзакций сократилось на 14,8%. Но все равно было заключено более 3000 сделок, что соответствует уровню, существовавшему до Covid-19.
Ожидается, что производители увеличат поставки новых самолетов до 777 в 2024 году, что на 9,4% больше, чем в 2023 году, когда было поставлено 710 джетов. Global Jet Capital ожидает, что этот показатель продолжит расти до 862 поставок в 2027 году, а затем снизится до 831.
«Это стечение обстоятельств, произошедших после пандемии», - говорит Каушал. «У вас был длительный период избыточного предложения, который закончился из-за замедления производства, и теперь вы получаете замену, модернизацию и новый рост, обусловленный ростом количества состоятельных людей, который никогда не прекращался».
Как специалист по рискам, Каушал признает, что внешний шок может изменить рынок. «Мы все изучаем рынок, и вы можете оглянуться на те исторические периоды, когда происходили подобные вещи, – и ситуация может быстро измениться», - говорит он. «Но вы просто должны понимать, что сегодня отрасль находится в совершенно ином состоянии. Просто у нее есть база, которая на голову превосходит ту, что была в 1980-х годах, когда бизнес-авиация была еще только зарождающейся отраслью. Это все еще была индустрия, которая как бы только вступала в свои права».
Global Jet Capital ожидает, что Северная Америка останется крупнейшим рынком сбыта как новых, так и подержанных бизнес-джетов, на долю которого приходится 76,3% от общего объема рынка. Одной из причин этого являются крупные заказы от NetJets и Flexjet. Также ожидается, что 77,3% всех подержанных самолетов придется на долю Северной Америки.
По прогнозам компании, Европа станет вторым по величине рынком сбыта с 9% сделок. Далее следует Латинская Америка, хотя на нее придется большая доля сделок с подержанными самолетами – 9,8%.
Для составления прогноза используется модель линейной регрессии «сверху вниз». По прогнозам, в 2023 году объем рынка новых самолетов составит $18,5 млрд, а рынок подержанных – $17,9 млрд. Трудности с поставками привели к тому, что стоимость новых самолетов составила $16 млрд. По данным Global Jet Capital, объем сделок с подержанными самолетами составил всего $16,3 млрд.
«Настроение на рынке очень позитивное. Когда вы смотрите на этот рынок, вам кажется, что это просто люди, которые делают то, что они делают. Люди планируют заранее, размещая заказы. Спрос на хорошие высококачественные самолеты по-прежнему очень высок. Люди хотят эти самолеты», - говорит Каушал. «Да, запасы увеличились, но этого можно было ожидать после эпидемии Covid, но рынок стабилизировался. Мы просто не видим здесь ничего, что указывало бы на серьезное изменение состояния».