На фоне восстановления деловой авиации после пандемии COVID, основные прогнозы предсказывают рост отрасли. Однако некоторые краткосрочные препятствия заставили производителей немного понизить прогнозируемые годовые объемы поставок.
«Мы скорректировали наш прогноз по поставкам бизнес-джетов в 2024 году в сторону понижения, чтобы отразить более слабые, чем планировалось, поставки Gulfstream G700 и забастовку в Textron Aviation», - сказал Роллан Винсент, президент Rolland Vincent Associates и основатель/директор JetNet iQ. «Мы оцениваем, что в общей сложности 33 самолета теперь перейдут на следующий год. В то время как мы прогнозировали в 2024 году рост поставок самолетов на 11% в годовом исчислении, теперь мы оцениваем, что поставки составят около 775 бизнес-джетов».
Винсент отметил, что этот общий показатель – самый высокий с доковидного 2019 года – по-прежнему на 6% больше, чем 730 поставок самолетов в 2023 году по всему спектру, от легких джетов до бизнес-лайнеров.
«Если и есть «хорошие новости» в связи с этими задержками поставок, так это, как мы считаем, улучшение перспектив на 2025 год – мы увеличили прогноз по поставкам в следующем году, поскольку не считаем, что эти задержки заставят клиентов отменять свои заказы», - сказал он изданию AIN. Ожидается, что все основные производители завершат год с соотношением заказов к поставкам на уровне 1:1 или выше.
Хотя проблемы с цепочкой поставок, преследовавшие сборочные линии авиастроителей в течение последних нескольких лет, постепенно решаются, они все еще не решены полностью, и эта ситуация продолжает сдерживать темпы производства. «В период с 2020 по 2023 год мы испытывали некоторые трудности из-за ограничений в цепочке поставок», - сказал Кевин Шваб, системный инженер Honeywell и ведущий аналитик недавно опубликованного компанией ежегодного опроса операторов бизнес-джетов. «Мы видим некоторые улучшения в цепочке поставок, и это позволяет производителям увеличить темпы производства».
Рон Эпштейн, управляющий директор Bank of America Merrill Lynch Global Research, отметил, что ситуация не ограничивается только деловой авиацией. «Это касается не только этой отрасли; вся аэрокосмическая и оборонная промышленность находится в затруднительном положении», - сказал он. «У вас есть отрасль, которая ограничена с точки зрения рабочей силы, и у вас есть многочисленные ограничения в цепочке поставок, поэтому, я думаю, хорошая новость в том, что никто не может производить сверх нормы».
Именно эта ситуация побудила Ассоциацию производителей авиации общего назначения (GAMA) в прошлом месяце представить в Конгрессе свой отчет Целевой группы по устойчивости цепочек поставок в аэрокосмической отрасли. В отчете было указано, что, среди прочих факторов, цепочка поставок в аэрокосмической отрасли США «уязвима к нехватке рабочей силы, препятствиям в критических материалах и состоянию поддерживающей инфраструктуры». «Для обеспечения работы цепочки поставок в аэрокосмической отрасли при наличии сбоев потребуются инвестиции в эти три области, намного превышающие сегодняшние уровни», - говориться в отчете.
В нем также отмечается, что, хотя глобальная нехватка рабочей силы существует уже несколько десятилетий, пандемия COVID-19, «значительные увольнения», постоянно расширяющаяся отрасль, экономические циклы, способствующие раннему выходу на пенсию, и проблемы с удержанием кадров усугубили проблемы с рабочей силой, что привело к давлению по всей цепочке поставок.
«Для нас в Германии это не обязательно рабочая сила», - сказал Франк Моеста, старший вице-президент по стратегии и перспективным программам Rolls-Royce Deutschland. «У нас есть механики; у нас есть оборудование; просто когда вы не можете получить детали, вы не можете строить двигатели».
Несмотря на эти трудности или в результате их, Винсент отметил, что за последние три года общий объем портфелей заказов в отрасли составил около $50 млрд. «Мы не расчищаем портфели, но хорошая новость в том, что они остаются стабильными», - заявил он.
В опросе JetNet iQ за третий квартал Винсент отметил высокий уровень пессимизма среди его респондентов, при этом чистый показатель оптимизма в отрасли оказался самым низким с начала пандемии COVID во втором квартале 2020 года. Лидером падения стала Северная Америка, вероятно, из-за предвыборных волнений в США. Согласно историческим данным опроса, неопределенность наблюдалась в третьем квартале в каждом из последних двух избирательных годов, но восстановилась после подтверждения результатов выборов.
В ежегодном 10-летнем прогнозе этого года JetNet прогнозирует поставку 8600 бизнес-джетов на общую сумму $262 млрд. В том же десятилетнем прогнозе до 2033 года добавлено 4300 турбовинтовых самолетов на $25 млрд.
Последний прогноз Honeywell Aerospace, опубликованный в октябре на выставке NBAA-BACE, был немного более консервативным: в течение следующего десятилетия предполагалось поставить 8500 новых бизнес-джетов стоимостью $280 млрд, а также впервые с 2008 года преодолеть порог поставок в 900 самолетов в год в конце прогнозного периода.
«Отрасль деловой авиации находится в продолжительном периоде здорового роста, и мы не видим, чтобы в ближайшее время эта позитивная тенденция изменилась», - сказал Хит Патрик, президент Honeywell Aerospace Technologies по послепродажному рынку Америки. «Деловая авиация продолжает привлекать всё больше пользователей, и в результате производители наращивают производство, чтобы идти в ногу с растущим спросом. И мы ожидаем, что эта тенденция сохранится в обозримом будущем».
В следующем году компания прогнозирует на 16% больше поставок бизнес-джетов, чем в доковидном 2019 году. Согласно исследованию Honeywell, в течение следующих пяти лет на долю крупногабаритных самолетов будет приходиться треть от общего объема поставок и две трети от общей выручки.
Что касается предполагаемых направлений поставок в течение следующих пяти лет, то ожидается, что две трети от общего объема поставок придется на Северную Америку, 13% – на Европу, 10% – на Латинскую Америку, 7% – на Азиатско-Тихоокеанский регион и оставшиеся 3% – на Ближний Восток.
Хотя вторичный рынок бизнес-джетов несколько остыл после рекордно низких запасов в 2021 и 2022 годах, Honeywell отметила, что стоимость подержанных самолетов остается высокой по сравнению с предыдущим десятилетием. В отчете прогнозируется, что, хотя запасы продолжат медленно расти, цены останутся стабильными. Операторы, принявшие участие в опросе, отметили, что они ожидают большей зависимости от вторичного рынка при расширении своих авиапарков, чем в предыдущие годы.
Роллан Винсент также отметил продолжающуюся стабилизацию на рынке подержанных самолетов, поскольку впервые за несколько лет на рынке начали появляться свежие самолеты. «Рынок движется, и он нормализуется до 7-8% от [доступного] флота», - сказал он. «Мы хотим начать видеть такие цифры, потому что с двухлетними слотами поставок новых самолетов, вторичный рынок – это еще один способ привлечь людей в отрасль».