Ричард Эбулафиа: в долгосрочной перспективе бизнес-авиация сохранит устойчивость

JETS.ru задал несколько вопросов о перспективах рынка бизнес-джетов в свете глобального экономического кризиса Ричарду Эбулафиа (Richard Aboulafia), вице-президенту по анализу известной американской консалтинговой компании Teal Group.

-Как Вы считаете, сможет ли экономический кризис в США повлиять на объем поставок новых бизнес-джетов? Нуждается ли в корректировке опубликованный в мае прогноз рынка бизнес-джетов Teal Group?

Проблемы экономики США превратились в глобальную катастрофу. Это не просто спад в экономике и падение фондового рынка. Глобальный кредитный кризис усложнил вопрос финансирования покупки бизнес-джетов. В отличие от авиалайнеров регулярной авиации, бизнес-джеты в гораздо меньшей степени представляют собой осязаемое благо, имущество, приносящее доход. Продать их на вторичном рынке труднее, чем авиалайнеры. Мы пересмотрели наш прогноз. Мы перенесли пик поставок с 2010 на 2009 г., спад начнется во второй половине 2010 г. Мы предполагаем падение общей стоимости поставок на 25% до того времени, когда ситуация начнет улучшаться, надеемся, что это произойдет после 2012 г. Принимая во внимание природу глобального кризиса, трудно спрогнозировать, когда рост сможет возобновиться.

В то же время, даже учитывая более длительный период спада, в долгосрочной перспективе отрасль сохранит устойчивость. Мы пережили большой спад в 2002—2003 гг., чтобы стать свидетелями десятилетий подъема авиационного рынка. В сравнении с майским прогнозом, оценка объема рынка в денежном выражении в нашем новом десятилетнем прогнозе снижена всего на 2%. Но и это станет достаточно чувствительным.

- Смогут ли страны с формирующимся рынком компенсировать падение спроса в США?

Эта вероятность достаточно низка. Европа сейчас в плохом состоянии, и мы не уверены, что российский фондовый рынок восстановится быстро. Обстановка в Азии разве что немногим лучше, да и она не является быстрорастущим рынком для бизнес-джетов в полной мере. Между тем, снижающиеся товарные цены ослабляют и некоторые богатые природными ресурсами страны, особенно в Латинской Америке. Единственный рынок для бизнес-джетов, который выглядит позитивно на нынешний день, это нефтедобывающие страны. Они продолжают покупать бизнес-джеты верхнего ценового сегмента. Но в денежном выражении они представляют в лучшем случае 5—10% процентов от общего объема рынка.

- Повлияет ли экономическая ситуация на новых производителей?

Преимущество всегда было не на стороне новых производителей. С 1960-х гг. только одна новая компания – Embraer – смогла осуществить масштабный выход на мировой авиационный рынок. В сомнительном случае, если Eclipse останется на плаву, она станет второй такой компанией. Я не думаю, что в производстве бизнес-джетов может появиться какой-либо новичок, но мы станем свидетелями того, как Embraer продолжит укреплять свое подразделение, занимающееся выпуском бизнес-джетов. Воплотить это в жизнь компании позволит мощная комбинация конструкторского таланта, опыта в производстве и реальных доходов. Но общий экономический спад сделает это более трудным. Их первые специально созданные бизнес-джеты Phenom 100 и 300 выйдут на рынок как раз в период спада, а другая производственная линейка – региональных самолетов – также окажется под серьезным воздействием кризиса. Зато их два новых самолета семейства Legacy будут введены в эксплуатацию, скорее всего, когда рынок восстановится. Embraer, как любой другой опытный производитель, продолжит оценивать ситуацию с прицелом на будущее.

-На какой класс бизнес-джетов экономическая турбулентность окажет наибольшее воздействие?

Общее правило таково, что чем меньше класс бизнес-джетов, тем чувствительней он к изменениям экономики. Чем ближе вы подходите к сегменту самолетов, эксплуатируемых оператором-собственником, тем труднее обеспечить финансирование. Большие самолеты показывали больший рост и иммунитет в предыдущий период спада.

-Насколько быстро, по Вашему мнению, отрасль справится с негативными последствиями кризиса?

Скорее всего, производителям придется в большей степени взять на себя вопрос финансирования поставок. Большинству авиастроителей, вероятно, это будет сложно сделать под давлением кредитного кризиса.

-Приведет ли кризис к смене лидерства среди крупнейших производителей?

Этот бизнес очень стабилен. Большая пятерка (и Embraer) продолжат разработку продукции, необходимой для сохранения сильной позиции на рынке. Однако Hawker Beechcraft выглядит немного более уязвимым, так как принадлежит структурам финансового сектора, а не крупной аэрокосмической корпорации. В то время как нынешняя производственная линейка компании гарантирует крепкие позиции во время спада, доля этого авиастроителя на рынке может подвергнуться эрозии, если трудные времена продлятся дольше, чем 2—3 года.

-Что Вы думаете о российском рынке бизнес-джетов и его перспективах?

Российская бизнес-авиация превратилась в важный фактор развития всей отрасли. Когда закончится нынешний кризис, несомненно, Россия восстановит свой статус одного из ключевых рынков, и даже в настоящее время ситуация в России может остаться гораздо более благоприятной, чем в других регионах, благодаря высокой концентрации крупного капитала. Между тем, все, что остается нам, в США и Европе, это надеяться на лучшие времена.

Источник: Jets.ru  

Беседовал Алексей Королев