Вряд ли кого-то из покупателей бизнес-джетов оставит равнодушным вопрос о том, кто будет пилотировать самолет, контролировать его техническое состояние, возьмет на себя заботу о пассажирах и так далее.
Вряд ли кого-то из покупателей бизнес-джетов оставит равнодушным вопрос о том, кто будет пилотировать самолет, контролировать его техническое состояние, возьмет на себя заботу о пассажирах и так далее. Ведь речь идет о людях, от которых будет зависеть очень многое – безопасность, эффективность, комфорт. Помочь с правильным выбором персонала может как авиакомпания, которой планируется доверить эксплуатацию воздушного судна, так и независимые консалтинговые и кадровые агентства. Мы затронем лишь несколько основных вопросов.
Формирование экипажа желательно начать заблаговременно. На обучение и сертификацию пилотов на выбранный тип самолета может потребоваться много времени и затрат. При найме российских пилотов иногда необходимо еще и дополнительное обучение и получение пилотского свидетельства, соответствующего регистрационным требованиям страны, в реестр которой вносится самолет. А это вновь дополнительное время и расходы. С составом экипажа необходимо определиться к началу переговоров о страховании воздушного судна, ведь сведения о пилотах должны быть предоставлены страховщикам для расчета тарифа. Так или иначе, к моменту приемки самолета экипаж должен быть уже сформирован.
О том, какое количество сотрудников необходимо для обслуживания того или иного типа самолета, стоит проконсультироваться со специалистами – представителями авиакомпании или консалтингового агентства. При использовании, к примеру, наиболее популярных в России бизнес-джетов большого и дальнемагистрального класса только для полетов владельца и среднем налете около 200 часов в год, достаточно будет трех пилотов, двух бортпроводников и одного инженера. В случае более интенсивной коммерческой эксплуатации самолета потребуется четыре—пять пилотов, три бортпроводника и два инженера.
При оценке конкретных кандидатур, помимо уровня профессионализма и значительного опыта работы, следует обратить внимание и на такие личные качества как коммуникабельность, способность находить общий язык, уравновешенность, умение действовать в нестандартных ситуациях, обязательность и организованность. Важнейшим требованием является и владение английским языком, особенно для пилотов и кабинного экипажа, а также инженерно-технического состава.
Частный самолет имеет конкретного владельца, и вполне естественно, что экипаж, работающий на данном воздушном судне, должен быть лоялен не только авиакомпании, но и собственнику, главному пассажиру самолета. Именно интересы владельца должны быть для такого персонала на первом плане. Поэтому важно личное участие собственника или его доверенного лица в процессе подбора экипажа.
Бизнес-джеты иностранного производства в большинстве регистрируются за рубежом. В соответствии с международными нормами экипаж такого воздушного судна должен обладать лицензиями по стандартам JAR или FAA, в зависимости от страны регистрации и т. п. Среди российских пилотов, обладателей подобных документов крайне мало, - это связано с большими затратами на обучение и с общим дефицитом летного персонала на отечественном рынке. Поэтому приходится обращать внимание на иностранных специалистов.
Общий кадровый кризис в гражданской авиации сказывается и на деловой авиации. Развал системы профессиональной подготовки авиационных специалистов всех категорий, от летного, инженерно-технического и до административного персонала, произошедший в нашей стране в 1990-е годы, дает сегодня плачевные результаты. Много говорится о создании эффективной системы подготовки кадров для гражданской авиации, но ситуация пока остается подвешенной в воздухе. В бизнес-авиации недостаток отечественного летного персонала частично решается за счет привлечения иностранных пилотов, но и в Европе в связи со значительным подъемом деловой авиации также наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов.
Такое положение дел служит еще одним напоминанием о серьезности задачи подбора персонала для обслуживания собственного воздушного судна. Чем раньше начнется эта работа, тем меньше лишних вопросов останется к моменту начала эксплуатации бизнес-джета.
Комментарии Марии Рябовой, генеральный директор консалтинговой группы «Главный Капитал».
1)Существуют ли специализированные учреждения для подготовки авиаперсонала бизнес-класса?
Отечественный рынок подготовки специалистов для работы в бизнес-авиации недостаточно развит. Среди существующих учебных центров можно выделить Высшую коммерческую школу «Авиабизнес», которая готовит таких специалистов, как флайт-менеджер, представитель, диспетчер, а также школу стюардесс «Jet-сервис» по подготовке бортпроводников непосредственно на частные воздушные суда и для авиакомпаний, специализирующихся на бизнес-авиации. Но все свои основные навыки и опыт сотрудники получают непосредственно на своем рабочем месте.
2) Обращаясь в кадровое агентство, какую выгоду получают владельцы самолетов и соискатели?
Целесообразность обращения в кадровое агентство очевидна. Подбор кадров - один из самых ответственных этапов, так как от уровня квалификации экипажа и наземного персонала будет зависеть безопасность и комфорт на борту. Вот почему на современном уровне развития бизнеса многие обращаются к услугам профессиональных рекрутеров. Они позволяют владельцу самолета оперативно и качественно подобрать необходимого сотрудника, ведь поиск и подбор кадров осуществляют профессионалы.
Обращение соискателей в кадровое агентство имеет также много плюсов. Во-первых, в кадровом агентстве соискателя представят работодателю должным образом, не взяв с него за это никакой оплаты, откорректируют резюме, расскажут подробно о компании, в которую направляют, заочно познакомят с работодателем, сделают все для того, чтобы кандидат успешно прошел собеседование. Во-вторых, кадровое агентство не оставит без внимания соискателя, который является редким или востребованным специалистом, даже если у агентства на данный момент нет открытой вакансии по данному направлению. Кадровое агентство прекрасно знает рынок вакансий и потребность в специалистах. Информацию о соискателе внесут в базу данных. Это означает, что его обязательно заметят и пригласят на собеседование для получения более подробных сведений о его опыте и успехах на предыдущих местах работы.
Источник: TopFlight 10-11 2008