Авиационная миссия Москвы: авиатакси и не только

Одной из важнейших составляющих авиационной политики Московского правительства является совершенствование воздушно-транспортной системы города Москвы, предполагающее качественное развитие аэропортовой деятельности, аэродромной (вертодромной) сети гражданской авиации, а также развитие внутримуниципальных и муниципальных пассажирских перевозок с использованием легких воздушных судов (ВС) в режиме авиатакси.

Одной из важнейших составляющих авиационной политики Московского правительства является совершенствование воздушно-транспортной системы города Москвы, предполагающее качественное развитие аэропортовой деятельности, аэродромной (вертодромной) сети гражданской авиации, а также развитие внутримуниципальных и муниципальных пассажирских перевозок с использованием легких воздушных судов (ВС) в режиме авиатакси.

Правительством Москвы принята Городская целевая программа возрождения и развития региональных перевозок с использованием малой авиации на 2007-2010 гг., утвержденная законом города Москвы № 63 от 13 декабря 2006 г. Для реализации этой программы было создано Государственное учреждение города Москвы 'Московские авиационные услуги' (ГУ 'МАУ').
Для детализации и определения графика выполнения данной Программы Правительство Москвы приняло Постановление от 2 октября 2007 г. 845-ПП 'Об основных направлениях дальнейшего развития воздушно-транспортной системы города Москвы'.

Первый этап программы предусматривает развертывание проекта и формирование базовых условий для предоставления авиауслуг, в частности, для организации пассажирских авиаперевозок с использованием малой авиации, с учетом комплексных требований к безопасности ведения такой деятельности в коммерческих целях. Согласно программе, для достижения этой цели необходимы:
создание первой очереди аэропортов и терминалов деловой авиации с обеспечением формирования трех радиусов доступности авиауслуг - на расстоянии до 25 км от МКАД, на расстоянии около 100 км от Москвы и на расстоянии около 300 км от Москвы, в том числе на базе существующих аэропортов московского авиационного узла и региональных аэропортов;
размещение на базе существующих аэропортов Московской области и вдоль МКАД первой очереди вертодромных комплексов с учетом норм законодательства, авиационных требований, экологических и градостроительных норм и регламентов;
дооснащение системы управления воздушным движением Московского зонального центра ЕС ОрВД 'Внуково', Командования специального назначения (КСпН) Минобороны и КП ФСО (ФСБ);
оценка достаточности развернутых средств системы управления воздушным движением на основе автоматического зависимого наблюдения 'Москва-АЗН' для решения задач управления воздушными судами по Программе;
формирование требований к расширению сети обеспечивающих систем наземных станций связи, навигации и наблюдения и приемопередающих центров в соответствии с запланированным развитием Программы; развертывание сети АЗН на маршрутах и конечных пунктах местных воздушных линий для обеспечения полетов ВС;
разработка и согласование в установленном порядке инструкций по производству полетов, предназначенных для осуществления полетов по Программе;
организация системы управления предоставлением услуг авиаперевозок для физических и юридических лиц, туроператоров и служб организации перевозок; организация взаимодействия с основными операторами предоставления авиационных услуг и эксплуатантами в гражданской авиации, хендлинговыми операторами Московской области и ЦФО;
разработка стратегии развития спроса и продвижения авиауслуг на рынке авиаперевозок;
организация системы взаимодействия между органами государственной власти в рамках управления Программой, отработка принципов, форм и предметных областей взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов ЦФО, эксплуатантов, поставщиков (производителей), инвесторов и иных субъектов создаваемого рынка;
оценка структуры и объемов существующего и перспективного спроса, уточнение рекомендуемого для нужд авиаперевозок номенклатурного ряда ВС, разработка стратегии маркетингового развития Программы;
организация полетов ВС в соответствии с выбранным номенклатурным рядом, оснащенных бортовыми средствами системы 'Москва-АЗН', по ограниченному перечню маршрутов в соответствии со спектром услуг, создаваемых в Программе.
Необходимо отметить, что для организации маршрутной сети в воздушном пространстве Москвы необходима разветвленная, хорошо организованная и тесно связанная сеть вертолетных площадок и вертодромов с учетом перспективного развития города, с обязательным обеспечением санитарно-гигиенических и экологических требований.

Вертодромы - это участки поверхности, сооружения, предназначенные для взлета, посадки, а также заправки и хранения вертолетов. Соответственно, их планируется размещать за пределами внешней границы МКАД.
Вертолетные площадки обеспечивают взлет и посадку одиночных вертолетов. Эти площадки предполагается разместить в районах деловых центров, в районах набережных реки Москвы, транспортных развязок третьего транспортного кольца, лесопарковых зонах, на крышах административных зданий и зданий промышленного назначения средней этажности (высотой до 15-20 м).
По конструкции площадки могут располагаться на поверхности, над поверхностью, на понтонах. На территории участков, запланированных под вертодромы и вертолетные площадки, планируется оборудовать места для автостоянок и парковки.
Предусматривается и маркировка вертолетных площадок, и оснащение их светотехническим оборудованием.

По информации гендиректора ГУ 'МАУ' Михаила Оводенко, 'постановлением Московского Правительства в столице зарезервированы земельные участки для строительства 22 специальных площадок. Это предварительное резервирование, и в итоговом варианте месторасположение некоторых участков, после аэронавигационного обследования, может измениться. При принятии окончательного решения о строительстве вертолетной площадки будут учитываться три фактора: наличие 'воздуха' над площадкой, т.е. возможности безопасного и удобного взлета и посадки вертолета; минимальный дискомфорт для населения; транспортная доступность вертолетной площадки для граждан.

Маршруты будущих полетов над городом прокладываются с учетом требований безопасности полетов, избегая пролетов над густонаселенными жилыми массивами, с целью уменьшения акустического воздействия на людей; в основном они проложены над руслами рек, зонами отчуждения (железнодорожными путями, шоссе, лесопарковыми зонами).
Что касается воздушных судов, то вертолеты, которые предполагается использовать для полетов над территорией Москвы, должны быть двухмоторным, чтобы, в случае неисправности одного из двигателей, вертолет всегда мог осуществить посадку на втором двигателе, а также сертифицированы по категории 'А' ИКАО и иметь летно-технические характеристики 1-го класса.
Необходимым условием для организации пассажирских авиаперевозок в столице является дооснащение системы управления воздушным движением пригородных, региональных и межрегиональных перевозок, функционирующей на основе информации, поступающей от традиционных средств наблюдения ЕС ОрВД (РЛС), дополняющей системой управления 'Москва-АЗН' на основе технологии автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В) с использованием средств спутниковой навигации. Данная система позволяет эффективно управлять воздушным движением на малых высотах от ноля до 300 м, что имеет большое практическое значение для организации пассажирских авиаперевозок в черте города' - установлены пять наземных станций связи, навигации и наблюдения (НС СНН). Из них три автономные НС СНН установлены на крышах высотных зданий г. Москвы.

Что касается трудностей, возникающих при реализации планов создания авиатакси, то основным препятствием для развития системы пассажирских авиаперевозок в черте города по-прежнему является разрешительный характер полетов над Москвой, связанный с вопросами обеспечения безопасности воздушного пространства над столицей, в том числе с вопросами предотвращения терактов с использованием ВС. Воздушное пространство над Москвой является зоной с особым режимом полетов, внутри которой установлены зоны запрещения полетов.
В частности, к таким зонам относится вся территория внутри Бульварного кольца и ряд территорий, на которых расположены особо важные госучреждения. Поэтому, даже если будет введен уведомительный характер полетов (по согласованным заранее маршрутам), над Москвой останутся закрытые зоны, и, в перспективе, столичные власти планируют осуществлять авиаперевозки только за пределами Садового кольца.

По словам Михаила Оводенко, 'переговоры с военным ведомством России о возможности полетов вертолетов над столицей находятся в ключевой стадии. Идет процесс согласования с Главным штабом ВВС, другими структурами'. Гендиректор ГУ 'МАУ' считает, что 'в случае положительного решения вопроса об уведомительном порядке полетов, столичное авиатакси может заработать уже в 2010 году. Маркетинговые исследования показали, что стоимость одного часа полета составит примерно 600 долл. (не исключено, что кризисные явления в экономике внесут коррективы в эти расчеты). Однако маршрутов такой продолжительности в Москве просто нет. Максимум - от 10 до 30 минут. Следовательно, при полной загрузке вертолета (5 пассажиров) цена одного билета не превысит 60 долл. Поэтому услугами авиатакси смогут воспользоваться не только крупные бизнесмены, но и представители среднего класса из Москвы и других регионов России.

Помимо функции пассажирских перевозок, авиатакси будет иметь немалое значение и для развития туризма в столице. Согласно маркетинговым исследованиям, из 2-3 миллионов туристов, посещающих Москву, каждый пятый готов полетать над столицей'.
В заключение отметим, что применение системы пассажирских авиаперевозок над столицей не исчерпывается функцией авиатакси. Развитие этой воздушно-транспортной сети имеет социальное общегородское значение, т.к. создает дополнительную базу для МЧС, скорой медицинской помощи, пожарных и других служб, задействуемых при различных чрезвычайных ситуациях.


Андрей Трасковский

Журнал "Авиапанорама" №5-2008,