Несмотря на все треволнения последних месяцев, глобальный спрос на услуги деловой авиации не затухает. О проблемах и перспективах, в том числе и в России, одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики в интервью «ББ» рассказал президент корпорации Gulfstream Aerospace Джо Ломбардо
Несмотря на все треволнения последних месяцев, глобальный спрос на услуги деловой авиации не затухает. О проблемах и перспективах, в том числе и в России, одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики в интервью «ББ» рассказал президент корпорации Gulfstream Aerospace Джо Ломбардо.
Насколько серьезным фактором для рынка бизнес-джетов и производителей может стать ослабление американского доллара к другим мировым валютам?
Замедление американской экономики и падение доллара действительно могут оказать определенное влияние на продажи бизнес-джетов. Прежде всего это касается сегмента недорогих самолетов, поскольку их покупатели традиционно более чувствительны к проявлениям экономической нестабильности.
Что касается Gulfstream, то пока все это нас не коснулось, но мы внимательно следим за ситуацией. Кстати, в прошлом году наши продажи на рынке США все равно выросли на 30%. Сегодня производители бизнес-джетов, включая нас, располагают крупными долгосрочными портфелями заказов от покупателей, которые представляют самые разнообразные отрасли промышленности и регионы мира. Эти заказы – защита от любого спада в экономике США, если только он не окажется слишком глубоким и затяжным.
Вы как американский производитель получили какие-то преимущества?
Ослабление доллара для нас благоприятно тем, что бизнес-джеты Gulfstream стали более привлекательны по цене по сравнению с самолетами, произведенными за пределами США, цена которых номинирована в другой валюте. По сути, оно привело к росту покупательной способности заказчиков на зарубежных рынках. Конечно, это может дать американским производителям определенные преимущества. Однако надо отметить, что для рынка бизнес-авиации по-прежнему характерна высокая лояльность покупателей определенному бренду.
Больше других падение доллара сказывается на компаниях, чья выручка номинирована в американской валюте, а издержки – в другой. Но у многих производителей бизнес-джетов уже есть долгосрочные стратегии. Они предполагают перенос отдельных производств в страны с более низкой стоимостью производства и рабочей силы, такие как Мексика. Возможно, слабеющий доллар подтолкнет их к скорейшей реализации этих планов.
А как обстоят дела на рынке деловой авиации за пределами США?
Тогда как США входят в фазу замедления экономического роста, мировая экономика продолжает расти довольно высокими темпами, и рынок деловой авиации тоже. Одна из тенденций, которую мы наблюдаем последние два года, – постепенное усиление значения внешних рынков. Если исключить затяжную рецессию в Соединенных Штатах, то международные рынки будут и дальше поддерживать спрос на деловые самолеты. Сегодня за пределами США продается более 53% всех бизнес-джетов благодаря быстрому росту развивающихся экономик, расширению использования бизнес-авиации в развитых странах и потребности мультинациональных компаний в эффективной организации деловых поездок по всему миру.
Скажем, в 2007 году более половины самолетов Gulfstream было поставлено неамериканским заказчикам.
Так что в последние два года замедления продаж мы не наблюдали. И полагаю, что этого не произойдет и в будущем, именно благодаря таким странам с развивающейся экономикой, как Россия.
То есть вы считаете, что рынки бизнес-авиации стран БРИК могут в значительной степени компенсировать снижение спроса в таких странах, как США?
Хотя более 70% всех самолетов деловой авиации в мире сейчас зарегистрировано в США, оказывается, что спрос на услуги деловой авиации начал расти и в развитых, и в развивающихся странах по всему миру. Все они понимают, насколько может выиграть их бизнес при условии эффективной организации деловых поездок. Так что осознание важности бизнес-джетов компаниями за пределами США и стремительный рост развивающихся экономик – основные факторы укрепления рынка деловой авиации.
В то же время международные рынки стали менее зависимы от США, так что, по прогнозам, экономики стран БРИК сохранят высокие темпы роста, несмотря на спад в Америке. Российский рынок бизнес-авиации сегодня выглядит самым перспективным. В сравнении с ним инфраструктура в Индии и в Китае еще недостаточно хороша, чтобы деловая авиация здесь развивалась стремительно. Однако, если при сохранении нынешней динамики их экономик столь же быстро будут улучшаться аэропорты, бизнес-авиация в ближайшие годы будет демонстрировать высокие темпы роста и там. Именно поэтому Gulfstream сегодня направляет большие ресурсы на развитие своего бизнеса во всех странах БРИК.
Можно ли подробнее рассказать о России?
Все последние годы бизнес-авиация здесь развивалась очень быстро, благодаря чему ваша страна стала одним из важнейших рынков в мире для производителей деловых самолетов. Большому спросу на бизнес-джеты способствовала высокая динамика ВВП. Кроме того, впервые в истории сегодня в Москве живет больше миллиардеров, чем в Нью-Йорке, – 74 человека, среднее состояние которых оценивается в 5,9 млрд долл. Мы полагаем, что экономический рост и спрос на деловые самолеты в России продолжится. Но мы также рассчитываем на увеличение спроса и в других постсоветских странах, таких как Казахстан и Украина.
Львиная доля воздушных перевозок российской бизнес-авиации сосредоточена в московском аэроузле, который уже с трудом справляется с возросшей нагрузкой. Насколько серьезны эти инфраструктурные ограничения?
На самом деле, перегруженность аэропортов может стать барьером на пути развития рынка бизнес-авиации в Москве. Но я уверен в том, что инфраструктура будет улучшаться и модернизироваться, чтобы отвечать потребностям парка самолетов, который постоянно увеличивается.
В целом в России растущий рынок деловой авиации не будет ощущать в ближайшее время подобных затруднений. Но чем дальше, тем сложнее будет решать эту проблему. Если развитие инфраструктуры не будет успевать за динамикой отрасли, то это может стать фактором, который ограничит рост в будущем.
В России по-прежнему действуют фактически запретительные пошлины на ввоз новых самолетов, в том числе и деловых. Насколько это беспокоит производителей?
Повторю: Россия остается одной из самых активно развивающихся экономик мира, динамика которой значительно опережает США, Европу и многие другие страны. Этот быстрый рост вынуждает компании повышать эффективность ведения бизнеса, в том числе за счет использования бизнес-авиации. Так что высокие пошлины на ввоз деловых самолетов пока не являются большой проблемой. Но в дальнейшем они, наряду с недостаточно быстрым развитием инфраструктуры, вряд ли позволят стране превратиться в новый узловой центр деловой авиации.
Как будет развиваться российский рынок бизнес-авиации в ближайшие годы?
Согласно последним тенденциям и прогнозам, ожидается, что сохранится высокий темп роста экономики и спроса на деловые самолеты. Если нынешняя динамика ВВП останется прежней и российский бизнес будет все активнее выходить за пределы своей страны, то использование возможностей деловой авиации станет для него по-настоящему насущной потребностью.
Источник: "Большой Бизнес"