История одного из наиболее популярных бизнес-джетов современности началась в далекие 1960-е годы. Именно тогда американский изобретатель и авиаконструктор Уильям Лир (Bill Lear) впервые решил создать реактивный частный самолет для состоятельных владельцев
История одного из наиболее популярных бизнес-джетов современности началась в далекие 1960-е годы. Именно тогда американский изобретатель и авиаконструктор Уильям Лир (Bill Lear) впервые решил создать реактивный частный самолет для состоятельных владельцев. Основой для новой разработки стал швейцарский истребитель FFA P-16, который после соответствующей модернизации превратился в Learjet 23.
Новый прототип прошел сертификацию в 1964 году. С тех пор модель видоизменялась и усовершенствовалась, а сама марка неоднократно переходила от одного собственника к другому. Но в 1990 году в развитии бизнес-джета наступил переломный момент: бренд был приобретен производственным конгломератом Bombardier Aerospace (Канада), пополнив модельный ряд Learjet всеми типами современных реактивных самолетов деловой авиации.
Самый большой в этом семействе – Learjet 60XR – обновленная версия модели Learjet 60. Перед тем, как приступить к модернизации, компания Bombardier Aerospace провела социологический опрос потребителей. Респонденты в одни голос заявили, что пилоты желают видеть современную систему авионики, а пассажирам не достает комфорта в салоне. При этом все опрошенные выразили полное удовлетворение летными характеристиками самолета.
Следуя пожеланиям клиентов, производитель усовершенствовал систему управления бизнес-джетом, ощутимо упростив работу пилотов. Итак, во-первых, Learjet 60XR получил новый комплект авиационной электроники Pro Line 21, взамен Pro Line 4 от компании Rockwell Collins. Во-вторых, бизнес-джет подключили к интегрированной информационной системе IFIS, с помощью которой пилоты могут синхронизировать полетное задание с универсальной базой данных электронных карт Jeppesen.
Схемы захода на посадку отображают направление движения так, как это происходит при рулении на земле, одновременно указывая место нахождения пилотируемого самолета, что значительно облегчает ориентирование в пространстве. Пилоты могут управлять изображением на мониторе (двигать, увеличивать или уменьшать его), просто передвигая курсор. На основной дисплей выводятся показатели скорости, которые автоматически переводятся в число Маха. Ниже отображаются данные системы предупреждения столкновения с землей, а также информация о погодных условиях.
Из дополнительного оборудования, которое устанавливается на Learjet 60XR по желанию клиента, наибольшим спросом пользуется устройство спутникового отслеживания метеоусловий, дополнительный файловый сервер и 15-дюймовый жидкокристаллический дисплей в кабине пилотов.
Для отделки салона приглашено дизайнерское ателье Hiller Incorporated (США). Американские дизайнеры разработали сразу пять вариантов интерьера и внутренней компоновки самолета. Наибольшим спросом пользуются салоны, рассчитанные на семь или восемь пассажиров. Первый вариант состоит из трехместного дивана в носовой части самолета и четырех клубных кресел сзади. Второй укомплектован диваном и двумя клубными креслами в передней части салона, а также четырьмя креслами сзади. В обеих модификациях имеется небольшой туалет, оборудованный в хвостовой части самолета.
Для удобства пассажиров новый Learjet 60XR оснастили более совершенным электрооборудованием салона. Например, все лампы накаливания заменены светодиодами, а возле пассажирских кресел установлены сенсорные панели, позволяющие контролировать работу системы освещения и кондиционирования, а также управлять информационно-развлекательной системы, состоящей из DVD-проигрывателя и ХМ-радио. Посадочные места оборудованы аудиовыходом для наушников, розеткой переменного тока на 110 В и разъемом для подключения МР3-плеера или iPod.
Кухонный уголок на борту Learjet 60XR может показаться элементом второстепенного значения, но канадские и американские дизайнеры уделили ему повышенное внимание, так как по результатам опроса пассажиры нуждаются в большем пространстве для приготовления пищи. Таким образом, кухня стала более вместительной и функциональной: появились большие отсеки для хранения продуктов, отдельный контейнер для хранения льда и бутылок с вином, а также дополнительное место для установки микроволной печи.
Learjet 60XR приводят в движение два реактивных двигателя Pratt & Whitney Canada PW305A. Работой силовой установки управляет новейшая электронно-цифровая система FADEC. Мощности агрегатов достаточно, чтобы поднять судно на высоту 12 400 м всего за 18 минут, то есть намного быстрее любого другого бизнес-джета среднего класса, включая Cessna Citation Sovereign, Gulfstream G150 и Hawker 850XP.
Такое высокое ускорение свойственно только военным самолетам, и это качество – одно из главных достоинств Learjet 60XR, поскольку, чем быстрее он выходит на эшелон 12 500 м, тем больше вероятность миновать так называемые «проблемные зоны» (шторм, обледенение или турбулентность).
Тормозная система довольно тяжелого самолета Learjet 60 была унаследована от более легкой модели Learjet 31, и поэтому плохо справлялась с возрастающими нагрузками. После многочисленных обращений клиентов, канадский производитель решил эту проблему, оснастив новый самолет модернизированной системой торможения, эффективность которой увеличилась на 30%.
Для взлета Learjet 60XR понадобится полоса длиной 1,66 км. Канадский бизнес-джет считается одним из самых быстрых в своем классе, так как способен развивать максимальную крейсерскую скорость до 990 км/ч. При этом судно может без дозаправки преодолевать расстояние в 4540 км.
На сегодняшний день компания Bombardier Aerospace наладила линию по производству Learjet 60XR в городе Уичито (США, штат Канзас), на которой производится сборка самолета классическим методом: цельнометаллический бизнес-джет от начала до конца собирается на одном заводе практически вручную. Производитель не собирается изменять ни метод сборки, ни материал корпуса.
Опросы показали, что у классического цельнометаллического корпуса немало ценителей. По словам Ларри Тиммеша (Larry Thimmesch), менеджера проектов Bombardier Learjet, крыло, усиленное восьмью лонжеронами, в буквальном смысле пуленепробиваемое. Даже если у самолета будет прострелена каждая вторая балка, он все равно продолжит полет.
К слову сказать, компания Bombardier Aerospace имеет одну из самых разветвленных сетей поддержки клиентов, насчитывающую более 130 центров наземного обслуживания по всему миру. Общая база запчастей производственного конгломерата оценивается в $600 миллионов, и любая необходимая деталь доставляется заказчику в течение 24 часов.
Для пилотов и техников, желающих подробно ознакомиться с новым аппаратом, компания Bombardier Aerospace организовала специальные курсы при учебном центре в Далласе (США, штат Техас), где можно пройти серию тренировок на авиасимуляторе. Всем покупателям самолета Learjet 60XR стоимостью $13 миллионов компания предоставляет компьютерную обучающую версию симулятора авионики Pro Line 21.
Источник: PrivateAERO