Такие выводы сделаны по результатам мартовского исследования UBS, проводимого раз в два месяца посредством опроса американских и международных операторов деловой авиации, дилеров, производителей и инвесторов.
Рынок бизнес авиации все еще падает - но уже чувствуется приближение стабильности после двух лет значительного снижения всех показателей. Тем не менее пока общие настроения рынка депрессивны, что подтверждается некоторым снижением показателей с начала этого года. Это свидетельствует о зыбкости предыдущего восстановления.
Такие выводы сделаны по результатам мартовского исследования UBS, проводимого раз в два месяца посредством опроса американских и международных операторов деловой авиации, дилеров, производителей и инвесторов.
На вопрос об общих условиях для ведения бизнеса, ответы участников варьировались от нуля (хуже некуда) до 8 (10 – наилучшие условия за все время условия). При этом общая оценка по рынку получилась 3.6 (5 - нормальные условия). Уровень ниже 5 пунктов был пройден в сентябрьском отчете 2008 г. и опускался вниз до отметки в 2,2 вплоть до марта 2009, после чего начал понемногу восстанавливаться. Но в марте этого года, негативные настроения участников рынка понизили этот индекс от январского значения в 3,7 пункта, что указывает на приостановку восстановительных процессов.
Дополнительным основанием для снижения индекса, стали разговоры о восстановлении интереса клиентов к новым или подержанным самолетам - но лишь немногие в марте увидели признаки улучшения, по сравнению с январем. В то время как общие признаки состояния бизнеса в США находится в неустойчивом положении, на международном уровне всё еще присутствует сдержанный оптимизм.
На вопрос об общем уровне цен на вторичном рынке бизнес джетов (возросли, уменьшились или остался неизменным с января) значительное респондентов ответило, что цены остались прежнем уровне или выросли. Если перевести эти мнения в рыночный индикатор, то его показатель составит 48 пунктов, что совсем немного недотягивает до 50 - ценовой стабильности.
Таким образом, хоть цены и снижаются из месяца в месяц, темпы этого падения уже приближаются к нулю. Результаты исследования UBS свидетельствуют о неуклонном движении к стабильности.
Последний отчет UBS подтверждает свидетельства того, что именно самолеты большой размерности пользуются наибольшим интересом у покупателей.
При взгляде в будущее только 4% респондентов ожидают, что общие условия для ведения бизнеса ухудшаться в течение ближайший год, а остальные участники опроса прогнозируют улучшения состояния рынка или стабильность. Оценка UBS по этому параметру составила в марте 79 пунктов, по сравнению с 82 в январе 2010 г., что все-таки значительно выше 50 пунктов, которые указывали бы на неопределенность ситуации.
Определенную тревогу брокеров и дилеров вызывает количество свободных самолетов на рынке. В ходе мартовского опроса 92% респондентов заявили, что этот показатель остается высоким, при том что в январе об этом заявило только 88% участниками опроса. И как они отмечают, особую тревогу вызывает избыток именно свежих и качественных самолетов.
Также респонденты продолжают сообщать об увеличении финансово состоятельных клиентов. Этот показатель растет с мая 2009 г.
По материалам www.flightglobal.com