Самолёту Медведева пепел не помеха.

Несмотря на вулканический коллапс, российский борт №1 выполнил рейс в Краков, где президент Медведев почтил память погибшей четы Качиньских. На вопросы «Голоса России» ответил пресс-секретарь управляющего делами президента Российской Федерации Виктор Хреков.

Несмотря на вулканический коллапс, российский борт №1 выполнил рейс в Краков, где президент Медведев почтил память погибшей четы Качиньских
Извержение исландского вулкана Эйяфьядлайокудль закрыло небо над европейскими городами, включая и столицу польских королей - древний Краков. Некоторые лидеры государств, сославшись на неблагоприятные условия навигации, отказались от полёта в Краков на похороны президента Польши и его супруги.

Сначала от поездки в Польшу отказались Мексика и Индия, затем и руководство Евросоюза. Извинились перед поляками за своё решение канцлер Германии, президенты Франции и США.

Российская делегация во главе с президентом Дмитрием Медведевым, несмотря на непростые условия перелёта, прибыла к месту назначения. Прибытие российского лидера в Краков не осталось без внимания, как официальной Варшавы, так и польской общественности, воспринявший поступок российского лидера не как формальный жест, а искреннее сострадание.

Фото: ЕРА

Специальный лётный отряд «Россия» Управления делами президента Российской Федерации обеспечивает перелёты первых лиц государства в самые разные точки планеты и нередко в не самых комфортных условиях пилотирования.

На вопросы «Голоса России» ответил пресс-секретарь управляющего делами президента Российской Федерации Виктор Хреков.

- Рейс в Краков был каким-то особым, в отличие от тех, которые выполнялись ранее при нормальных погодных условиях? Существует ли степень риска при подобных перелётах, как в Краков?

- Прежде всего, во время полётов первых лиц государства, которые осуществляют воздушные суда специального лётного отряда «Россия» риск исключается практически до минимума.

Каждый полёт просчитан, тщательно разрабатывается маршрут перелёта вплоть до минуты. Естественно, согласовывается пролёт над воздушным пространством тех или иных стран. Предварительно изучаются технические характеристики аэропортов назначения, а также аэропортов по пути следования самолёта.

В некоторых случаях экипаж совершает так называемый технический рейс, то есть перелёт в страну назначения и лично знакомится с условиями посадки, особенностями того или иного аэропорта. После этого осуществляется перелёт борта №1 или бортов, которые перевозят высших должностных лиц государства.

Что касается данного рейса, то я вам не могу рассказать о подробностях. Смею предположить, что небо (маршруты и трассы) было закрыто именно для гражданской авиации.

Небо - не просто небо, где можно летать где угодно и куда угодно - это заранее проложенные, технически документированные трассы, как, к примеру, автострады, и они были закрыты на тех высотах, где была опасность попадания вулканического пепла. Ряд других «дорог», насколько мне известно, были открыты. Видимо, этими «дорогами» и пользовались при прохождении маршрута борта №1.

- Это требует определённого мастерства пилотов, насколько известно, для реактивной авиации комфортная высота - 9 тысяч метров, а лететь пришлось, видимо, на мало предпочтительных высотах?

- Весь экипаж, что называется, «с налётом». Пилоты понимают друг друга с полуслова. Есть определённые нормы - все пилоты первого класса и у них должен быть высокий налёт часов, прежде чем они приступят к работе в специальном лётном отряде и будут выполнять специальные литерные рейсы. Более того, могу сказать вам, что есть и определённая ежемесячная обязательная норма налёта, что называется, для поддержания формы.

В своё время, в 90-х годах, когда были трудности с бюджетным финансированием, когда ещё специальный лётный отряд назывался ГТК «Россия», ряд самолётов совершали регулярные коммерческие рейсы по маршрутам внутри страны, главная цель которых была не столько получении коммерческой выгоды от этих полётов, сколько поддержание лётной формы пилотов.

Сейчас эта норма выполняется в полном объёме с учётом высокой активности высших должностных лиц с одной стороны, с другой стороны есть возможность выполнения технических рейсов для совершенствования и поддержания формы пилотов.

- Большинство из нас знакомо с образом лайнера президента по голливудским фильмам. В представлении обывателя, это чуть ли не летающая крепость, которая способна сбивать и вражеские самолёты. Если не раскрывать вопросы, представляющие государственную тайну, является ли самолёт первого лица российского государства каким-то особенным летательным аппаратом?

- Я могу сказать главное - в нём созданы все необходимые условия для обеспечения безопасности первых лиц государства, предусмотрены все необходимые навигационные системы, все необходимые системы связи и, собственно, во время полёта президент имеет возможность в полной мере осуществлять все функции главы государства, эффективно работать и, при необходимости, отдыхать.

- Если говорить о том, что сейчас в Европе повсюду витает вулканический пепел, есть ли какие-либо приспособления у борта №1, способные защитить президентский лайнер, разогнав, например, твёрдые частицы, или это обычная модель самолёта, которым пользуются обычные пассажиры?

- Это серийный Ил-96, все системы которого проверяются и регулируются от стадии его монтажа и до приёма в эксплуатацию. Специальный отряд пользуется только техникой российского производства именно для того, чтобы соответствующие компетентные службы могли контролировать все этапы производства и сборки самолёта.

- С вашей точки зрения, допустимо ли говорить о рейсе в Краков как о проявлении мужества наших пилотов?

- Каждый полёт на самолёте - это определённое проявление мужества, но речь идёт, прежде всего, о мастерстве пилотов, системной готовности и системой обеспечения безопасности, которая не является чем-то особенным, просто тщательным соблюдением тех норм, которые существуют в целом для гражданской авиации.

- Если это не является государственной тайной, многие ли лётчики специального лётного отряда «Россия» награждены государственными наградами?

- Награждены. У них есть и соответствующие звания, которые они получают в соответствии с порядком, который предусмотрен российским законодательством.

Вполне очевидно, что система обеспечения безопасных перелётов первых лиц государства не является предметом широкого обсуждения и сдержанность в формулировках Виктора Хрекова понятна и оправдана.

Будет справедливым заметить, что специальным лётным отрядом «Россия» руководит заслуженный пилот Российской Федерации Владимир Федорушкин, который в числе других государственных наград, «за мужество и самоотверженность, проявленные в условиях, сопряженных с риском для жизни», удостоен ордена Мужества.

По протекции невозможно стать настоящим профессионалом, как невозможно за деньги стать Моцартом, Эйнштейном или Пушкиным. В России есть службы, которые, невзирая на политическую или экономическую ситуацию в стране, работают как хорошо отлаженный хронограф, в их числе и система функционирования президентского лётного отряда, деятельность которого подчинена жёсткой дисциплине, умноженной на профессионализм, талант и  призвание.

Как заметил собеседник «Голоса России» Виктор Хреков, для исключения любой «чрезвычайщины» как приобретённой черты российской действительности последних десятилетий достаточно, для начала, тщательно выполнять прописные нормы, то есть следовать букве закона, приветствовать интеллектуальную составляющую в работе и поддерживать настоящих профессионалов.

Подобная система, исключающая некомпетентность и торжество лояльной бездарности, может, наряду с другими важными составляющими, стать основной схемы модернизации России, о важности которой говорит президент страны Дмитрий Медведев.

Источник: Голос России