Самолет - самый популярный вид транспорта в туризме. При этом каждый пятый путешественник боится авиаперелетов, нередко выбирая менее быстрые, но «более надежные» способы передвижения.
Самолет - самый популярный вид транспорта в туризме. При этом каждый пятый путешественник боится авиаперелетов, нередко выбирая менее быстрые, но «более надежные» способы передвижения. Среди тех, кто никогда не пользуется услугами авиакомпаний, - звезды шоу-бизнеса, успешные бизнесмены, известные футболисты. Кто больше всего подвержен аэрофобии? Как справиться со своими страхами? Об этом RATA-news «ВИП-туризм» рассказал пилот, основатель центра лечения аэрофобии «Летаем без страха», авиационный психолог Алексей Герваш.
- Как распознать аэрофобию и отличить ее от волнения, связанного с предстоящим перелетом?
- Тут надо идти от определения фобии. Это иррациональный, не поддающийся контролю страх перед тем, что в реальности не представляет собой опасности. Фобия ограничивает человека в нормальной жизни. Если человеку неприятно, но он все равно летает, это не фобия, а дискомфорт. Фобия хуже, потому что приводит к ограничению свободы выбора, свободы передвижения. Но испытывать дискомфорт в самолете, не испытывая дискомфорта за рулем автомобиля, означает, что голова работает неадекватно.
- Есть ли смысл обращаться в ваш центр, если нет фобии, но есть дискомфорт?
- Существует такое понятие как avoidance - «избегание». Человек может не отказываться от полетов, но летать только самолетами определенной авиакомпании, выбирать другие виды транспорта, если это возможно, принимать успокаивающие средства или алкоголь во время полета, не смотреть в иллюминатор, летать только в той или иной одежде, молиться и т.д. При появлении подобного «избегательного» поведения, мы рекомендуем обратиться за помощью, чем раньше - тем лучше, тем меньшее потребуется вмешательство, тем короче и проще будет терапия. Если же подобного избегания нет, то обращаться к нам пока не стоит.
- Можно сказать, что в России больше факторов, которые способствуют появлению аэрофобии? Люди у нас летают гораздо меньше, пилоты значительно реже общаются с пассажирами во время полета... Влияет ли СМИ на подверженность аэрофобии?
- Аэрофобией в любом уголке мире - даже там, где никогда не было ни одной авиакатастрофы, - страдают 20% населения. С точки зрения психологии нет разницы, в какой стране живет аэрофоб. А сообщения об авиакатастрофах влияют только на тех людей, которые предрасположены к этому страху. Все пассажиры читают одни и те же газеты, разница лишь в работе их мозга, и, следовательно, в правильности оценки ситуации.
- Какова методика избавления от аэрофобии?
- Лечение аэрофобии состоит из трех этапов. Начинается оно с диагностики, поскольку причины страха могут быть разными. У кого-то есть страх высоты, кто-то боится замкнутого пространства, а вот высота и турбулентность его не волнуют. Кому-то на замкнутое пространство чихать, но вот случай, который был пять лет назад, до сих пор вызывает у него волнение. Он садится на борт и начинает фантазировать, что произойдет дальше: как самолет будет падать, все начнут кричать и это будут последние пять минут его жизни. Именно это надо лечить. У мужчин большую роль играет гиперконтроль: в таком случае я сажусь за руль его машины, веду автомобиль и прошу клиента закрыть глаза, обучая таким образом доверять свою жизнь третьим лицам.
Второе, что мы делаем, - устраняем основополагающие причины. Мы не можем вылечить от аэрофобии, не избавив человека от клаустрофобии или агорафобии. Если человек боится высоты, то идем с ним сначала на 4-й этаж, потом на 10-й, потом - на колесо обозрения. Чтобы устранить основополагающую причину, надо объяснить человеку механизм его страха, дать понять, как он выражается физиологически и что с этим можно делать.
За этим следует групповой курс - два дня интенсивной терапии. В первый день мы обсуждаем основные страхи - «А вдруг самолет упадет?», «А вдруг пилот пьяный?», «А вдруг самолет старый?» и т.д. В первый день очень много практической информации: устройство самолета, как он летит и держится в воздухе. Например, аэрофобы не знают, что самолет может планировать. У них есть убеждение, что если все двигатели выключатся, то самолет непременно разобьется. У аэрофобов очень много неверных логических цепочек в голове, мы их ищем и анализируем, доказываем, что они неправильные. Например, такая - «Когда я на земле, я все контролирую и поэтому в безопасности, а когда я в небе, то ничего не контролирую и поэтому боюсь». Наша задача - объяснить, что в обычной жизни контроль над ситуацией - не более чем иллюзия. Для этого мы приводим конкретные примеры, показываем ролики - например, с автокатастрофами. Потом мы учим контролировать проявления физиологии. Когда мозг дает организму неправильную команду «Бойся!», тело начинает «готовиться» к страху - дрожать, напрягаться и т.д. В таком состоянии логика не работает, но работает физиология.
Во второй день мы обращаемся к страхам аэрофоба - чтобы побороть свои страхи, человек должен делать то, чего он боится. Для этого есть тренажеры: «Виртуальная реальность» и кабина самолета Boeing-737. Мы поднимаемся над землей, я показываю, что самолет уверенно держится в воздухе, есть даже момент, когда выключаются все двигатели - и для людей открытие, что, оказывается, в этой ситуации можно посадить самолет. И в конце второго дня мы отправляемся в аэропорт - уже для настоящего полета. Обычно летим из Москвы в Питер и обратно, ведь невозможно избавиться от аэрофобии только «теоретически», нужна практика
- Велика ли доля ВИП-туристов среди Ваших клиентов? Насколько свойственна боязнь перелетов пассажирам бизнес-джетов?
- У меня были ВИП-клиенты, в том числе из списка Forbes. Интересно, что не обращаются за лечением звезды шоу-бизнеса, которые везде сообщают о своем страхе перед самолетами. А вообще, аэрофобия может быть и у ВИП-клиентов, и у обычных пассажиров.
- Как вас находят потенциальные клиенты?
- В Интернете - у нас хорошие позиции в поисковиках. Про наш центр снимают передачи, периодически делаются репортажи в журналах. Но этого не достаточно, в обществе нет широкой осведомленности о возможности цивилизованного лечения аэрофобии. Именно поэтому мы хотим сотрудничать с авиакомпаниями, чтобы они принимали участие в продвижении проекта.
- Во сколько обойдется лечение аэрофобии?
- Стоимость зависит от типа аэрофобии, ее глубины, наличия сопутствующих расстройств, количества занятий. В итоге - от 3000 до 80 000 рублей, средний чек - 17 000 рублей.
- Как появилась идея создать такой центр?
- По первому своему образованию я психолог, а уже потом закончил летную школу. А проблема эта заинтересовала, потому что у моей девушки была аэрофобия.
- Как решается проблема аэрофобии в других странах? Есть ли аналоги вашего центра в России?
- Во всем мире аэрофобия успешно лечится в специализированных центрах. Только в Германии центр авиакомпании Lufthansa принимает около 1000 человек в год (для сравнения - наш центр обслуживает около 800 человек в год). Аналогов нашего центра в России нет, при этом отечественные психологи могут взяться за лечение аэрофобии, не имея для этого необходимых материалов. На Западе в этом случае психолог или психотерапевт сразу направляет аэрофоба к специалисту.
- Из-за аэрофобии многие туристы стараются избежать перелетов и выбирают другие способы передвижения - на автомобиле, поезде и т.д. Наверное, турагентства и авиакомпании заинтересованы в сотрудничестве с вами?
- Турагентства вопрос аэрофобии не интересует, хотя когда клиент летит на самолете, то может провести 10 ночей в отеле, а если выбирает поезд, то проводит в пути 4 ночи туда, 4 - обратно и только 2 ночи на месте. Отечественным авиакомпаниям это тоже неинтересно, при этом в других странах национальные перевозчики давно открыли подобные центры, увеличив число новых клиентов и повысив лояльность постоянных. Да и самим аэрофобам это, как правило, не надо - чаще всего к нам обращаются их родные. Один из классических аргументов, за которым прячутся люди: «У меня дом в Подмосковье, джакузи во дворе, и мне не надо никакой Швейцарии». 14% взрослого населения России никогда не летало именно из-за психологических проблем, еще 6,5% по этой же причине никогда не полетит.
- Помимо центра лечения аэрофобии, вы руководите и туристическим проектом - SelfIsrael.ru...
- Наши сотрудники составляют для туриста индивидуальный маршрут по Израилю, и поскольку все они - бывшие израильтяне (хотя работают в Москве), то очень хорошо знают рынок и могут сориентировать клиента. Мы предлагаем эксклюзивные услуги - от посещения бутиковых виноделен (очень рекомендую израильское вино!) до экскурсионных программ на частном самолете над Мертвым морем, причем пилот покажет клиенту именно те достопримечательности, которые могут быть интересны россиянину (буквально на днях мы отправили в такой полет известного российского кинорежиссера с семьей).
- А где вы сами предпочитаете отдыхать? Где хотели бы побывать?
- Я изъездил почти всю Европу, жил в Америке, но моя любимая страна - Швейцария. Там безумно красивые горы и высокое качество обслуживания - я очень комфортоориентирован. А побывать хотел бы в Японии и Новой Зеландии.
Источник: VIP-туризм