Виктор Куликовских - начальник службы движения Челябинского Центра организации воздушного движения аэродрома "Челябинск-Баландино" - отвечает на вопросы о развитии малой авиации на территории Челябинской области
Виктор Куликовских - начальник службы движения Челябинского Центра организации воздушного движения аэродрома "Челябинск-Баландино"
Ведущий: Добрый вечер. У нас в гостях начальник службы движения Челябинского Центра организации воздушного движения аэродрома "Челябинск-Баландино" Виктор Куликовских. Виктор Илларионович, добрый вечер.
Гость: Добрый вечер.
Ведущий: Говорим мы о развитии малой авиации. Тем более, что в былые времена на территории Челябинской области действовало 15 малых аэропортов, которые обеспечивали движение между муниципалитетами. В каком состоянии находится это дело сейчас и как будет развиваться, прямо сейчас и поговорим. Виктор Илларионович, с 1 ноября вступили в силу новые правила движения малой авиации. Что это за правила и насколько они "развяжут" руки пилотам и пассажирам?
Гость: С 1 ноября вступили в силу новые федеральные правила - постановление Правительства № 138. Это федерально-авиационные правила использования воздушного пространства. Никогда раньше в России не было деления воздушного пространства на классы. Данный документ предусматривает деление воздушного пространства на классы А, Ц и Ж. Класс А предусматривает диспетчерское обслуживание и устанавливается в верхнем воздушном пространстве: высота 8 тысяч метров и выше. Класс Ц соответствует расстоянию от земной поверхности до эшелона 8.100, это взлет и посадка. Что нового? Это класс Ж - полет на информационное обслуживание и аварийное оповещение.
Ведущий: То есть пилоты малой авиации пользуются именно этим воздушным пространством.
Гость: Пилотам малой авиации выделено пространство от земной поверхности до 300 метров истины. В этом пространстве и будут выполнять полеты как юридические, так и физические лица на аэропланах, дельтапланах, аэростатах и т.д.
Ведущий: Виктор Илларионович, я правильно понял, что от контроля этого воздушного пространства теперь освобождаются диспетчеры?
Гость: За соблюдение установленных интервалов между воздушными судами отвечает теперь командир экипажа. Он несет полную ответственность за безопасность движения. Диспетчер на данный момент только информирует экипаж о метеоусловиях, о наличии запретов, ограничений и т.д. Доводит до экипажа ту информацию, которую он запрашивает.
Ведущий: Капитан воздушного судна захотел взлететь. Он сообщает диспетчеру, что взлетает и летит? Или как?
Гость: Сначала скажем, кто имеет право летать в данном пространстве. На полет имеют право лица, прошедшие специальную летную подготовку в сертифицированных Центрах по установленной программе. Сейчас формируется единый реестр доступа в сети Интернет. Данному пользователю выдается свидетельство пилота-любителя под определенным номером. В Интернете есть квалификационная отметка о том, что он имеет право производить полеты в определенном воздушном пространстве.
Ведущий: Значит, я имею право войти в Интернет и посмотреть, имеет ли право этот человек осуществлять полеты?
Гость: Да, ему выдается логин и пароль. Он заходит на сайт и получает всю информацию о навигационной обстановке. После того, как он подал предварительно заявку и план полета, то, уже не запрашивая диспетчера, взлетает. Пилот визуально определяет интервалы между воздушными судами и обеспечивает безопасность своего полета. Это обеспечивается осмотрительностью экипажа воздушного судна. Визуально.
Ведущий: Но кто знает, какое настроение у пилота? А медицинский контроль какой-то предусмотрен?
Гость: Если это юридическое лицо, то вся ответственность возлагается на хозяина авиакомпании. Он отвечает за медицинский контроль и техническую подготовку пилота.
Ведущий: Виктор Илларионович, много ли людей у нас пользуются услугами малой авиации?
Гость: Если сравнивать два периода, советские годы и теперешние времена, то малая авиация к 2000 году пришла в упадок. Только сейчас начинается какое-то оживление.
Ведущий: Новые правила будут стимулировать развитие малой авиации?
Гость: Новые правила обязательно помогут и простимулируют развитие малой авиации, потому что облегчен порядок выполнения полетов. Раньше такого не было, что командир экипажа может подать план полета через сеть Интернет или по телефону и не ждать, пока план утвердят. А в назначенное время взлететь и выполнить полет от пункта А до пункта Б.
Ведущий: Раньше, я помню, когда был юным, много самолетов летало, и малая авиация была развита. Каким образом все это контролировалось? Успевали ведь?
Гость: Диспетчер контролировал по графику малую авиацию при полете и при вылете. Правила визуального полета предусматривали визуальный контроль за соблюдением интервалов. Сегодня богатый опыт Запада наконец-то пришел в нашу страну. Бывают везде какие-то нюансы, но это же единичные случаи. И полетов производится очень много, взять если Америку и подобные страны. Там же выполняется масса полетов по правилам ПВП. И нет диспетчерского регулирования.
Ведущий: А что у нас-то мешает?
Гость: А вот мы к этому и пришли. Сейчас экипаж сам будет контролировать интервалы между воздушными судами.
Ведущий: Существует ли сегодня какая-то инфраструктура, позволяющая качественно подготавливать пилотов?
Гость: На данный момент 33 учебных центра по России готовят экипажи. Зарегистрировано в единой базе 1 019 пилотов-любителей, которые прошли обучение, получили свидетельство и допущены к полетам.
Ведущий: А есть у вас сравнительные данные в цифрах: у нас и за рубежом?
Гость: Эта работа только началась, и сравнивать Россию с Западом пока рановато.
Ведущий: Но это перспективно? Кто будет пользоваться подобными услугами? Бизнесмены, министерства и ведомства?
Гость: Да. И они в том числе. Почему малой авиации стало меньше в 1990-е годы? На это повлияла развитая сеть железных дорог, автомобильных дорог.
Ведущий: Есть ли у нас инфраструктура в плане взлетно-посадочных полос? Ангаров для хранения самолетов? Именно на Южном Урале?
Гость: Если это частное лицо, он сам должен быть заинтересован, где будет размещаться его техника, где он будет летать. Если площадка для полетов используется больше тридцати суток в году, то должна быть разработана инструкция по полету с данной площадки.
Ведущий: То есть нельзя закатать асфальт в чистом поле и начать взлетать с нее?
Гость: Ни в коем случае. Если это аэродром, то он должен пройти процедуру регистрации. Есть межведомственное территориальное управление, которое находится в Екатеринбурге.
Ведущий: А аэродром "Баландино" готов к тому, чтобы пустить на свою территорию какое-то количество самолетов малой авиации, вертолетов?
Гость: Это вопрос собственника аэропорта, а не Росаэронавигации.
Ведущий: Но все-таки технически он готов?
Гость: Сегодня на аэродроме "Баландино" наряду с другими компаниями находится компания "Сибиа", которая выполняет определенные полеты. Не вопрос. Есть стоянки, есть ангары, о чем мы и говорили.
Ведущий: Спасибо!
Источник: Телекомпания ОТВ (Челябинск)