Как летать на Южном Урале

Виктор Куликовских - начальник службы движения Челябинского Центра организации воздушного движения аэродрома "Челябинск-Баландино" - отвечает на вопросы о развитии малой авиации на территории Челябинской области

Виктор Куликовских - начальник службы движения Челябинского Центра организации воздушного движения аэродрома "Челябинск-Баландино"

Ведущий: Добрый вечер. У нас в гостях начальник службы движения Челябинского Центра организации воздушного движения аэродрома "Челябинск-Баландино" Виктор Куликовских. Виктор Илларионович, добрый вечер.

Гость: Добрый вечер.

Ведущий: Говорим мы о развитии малой авиации. Тем более, что в былые времена на территории Челябинской области действовало 15 малых аэропортов, которые обеспечивали движение между муниципалитетами. В каком состоянии находится это дело сейчас и как будет развиваться, прямо сейчас и поговорим. Виктор Илларионович, с 1 ноября вступили в силу новые правила движения малой авиации. Что это за правила и насколько они "развяжут" руки пилотам и пассажирам?

Гость: С 1 ноября вступили в силу новые федеральные правила - постановление Правительства № 138. Это федерально-авиационные правила использования воздушного пространства. Никогда раньше в России не было деления воздушного пространства на классы. Данный документ предусматривает деление воздушного пространства на классы А, Ц и Ж. Класс А предусматривает диспетчерское обслуживание и устанавливается в верхнем воздушном пространстве: высота 8 тысяч метров и выше. Класс Ц соответствует расстоянию от земной поверхности до эшелона 8.100, это взлет и посадка. Что нового? Это класс Ж - полет на информационное обслуживание и аварийное оповещение.

Ведущий: То есть пилоты малой авиации пользуются именно этим воздушным пространством.

Гость: Пилотам малой авиации выделено пространство от земной поверхности до 300 метров истины. В этом пространстве и будут выполнять полеты как юридические, так и физические лица на аэропланах, дельтапланах, аэростатах и т.д.

Ведущий: Виктор Илларионович, я правильно понял, что от контроля этого воздушного пространства теперь освобождаются диспетчеры?

Гость: За соблюдение установленных интервалов между воздушными судами отвечает теперь командир экипажа. Он несет полную ответственность за безопасность движения. Диспетчер на данный момент только информирует экипаж о метеоусловиях, о наличии запретов, ограничений и т.д. Доводит до экипажа ту информацию, которую он запрашивает. 

Ведущий: Капитан воздушного судна захотел взлететь. Он сообщает диспетчеру, что взлетает и летит? Или как?

Гость: Сначала скажем, кто имеет право летать в данном пространстве. На полет имеют право лица, прошедшие специальную летную подготовку в сертифицированных Центрах по установленной программе. Сейчас формируется единый реестр доступа в сети Интернет. Данному пользователю выдается свидетельство пилота-любителя под определенным номером. В Интернете есть квалификационная отметка о том, что он имеет право производить полеты в определенном воздушном пространстве. 

Ведущий: Значит, я имею право войти в Интернет и посмотреть, имеет ли право этот человек осуществлять полеты? 

Гость: Да, ему выдается логин и пароль. Он заходит на сайт и получает всю информацию о навигационной обстановке. После того, как он подал предварительно заявку и план полета, то, уже не запрашивая диспетчера, взлетает. Пилот визуально определяет интервалы между воздушными судами и обеспечивает безопасность своего полета. Это обеспечивается осмотрительностью экипажа воздушного судна. Визуально.

Ведущий: Но кто знает, какое настроение у пилота? А медицинский контроль какой-то предусмотрен? 

Гость: Если это юридическое лицо, то вся ответственность возлагается на хозяина авиакомпании. Он отвечает за медицинский контроль и техническую подготовку пилота.

Ведущий: Виктор Илларионович, много ли людей у нас пользуются услугами малой авиации?

Гость: Если сравнивать два периода, советские годы и теперешние времена, то малая авиация к 2000 году пришла в упадок. Только сейчас начинается какое-то оживление. 

Ведущий: Новые правила будут стимулировать развитие малой авиации?

Гость: Новые правила обязательно помогут и простимулируют развитие малой авиации, потому что облегчен порядок выполнения полетов. Раньше такого не было, что командир экипажа может подать план полета через сеть Интернет или по телефону и не ждать, пока план утвердят. А в назначенное время взлететь и выполнить полет от пункта А до пункта Б. 

Ведущий: Раньше, я помню, когда был юным, много самолетов летало, и малая авиация была развита. Каким образом все это контролировалось? Успевали ведь?

Гость: Диспетчер контролировал по графику малую авиацию при полете и при вылете. Правила визуального полета предусматривали визуальный контроль за соблюдением интервалов. Сегодня богатый опыт Запада наконец-то пришел в нашу страну. Бывают везде какие-то нюансы, но это же единичные случаи. И полетов производится очень много, взять если Америку и подобные страны. Там же выполняется масса полетов по правилам ПВП. И нет диспетчерского регулирования.

Ведущий: А что у нас-то мешает? 

Гость: А вот мы к этому и пришли. Сейчас экипаж сам будет контролировать интервалы между воздушными судами.

Ведущий: Существует ли сегодня какая-то инфраструктура, позволяющая качественно подготавливать пилотов? 

Гость: На данный момент 33 учебных центра по России готовят экипажи. Зарегистрировано в единой базе 1 019 пилотов-любителей, которые прошли обучение, получили свидетельство и допущены к полетам. 

Ведущий: А есть у вас сравнительные данные в цифрах: у нас и за рубежом?

Гость: Эта работа только началась, и сравнивать Россию с Западом пока рановато. 

Ведущий: Но это перспективно? Кто будет пользоваться подобными услугами? Бизнесмены, министерства и ведомства?

Гость: Да. И они в том числе. Почему малой авиации стало меньше в 1990-е годы? На это повлияла развитая сеть железных дорог, автомобильных дорог.

Ведущий: Есть ли у нас инфраструктура в плане взлетно-посадочных полос? Ангаров для хранения самолетов? Именно на Южном Урале?

Гость: Если это частное лицо, он сам должен быть заинтересован, где будет размещаться его техника, где он будет летать. Если площадка для полетов используется больше тридцати суток в году, то должна быть разработана инструкция по полету с данной площадки. 

Ведущий: То есть нельзя закатать асфальт в чистом поле и начать взлетать с нее?

Гость: Ни в коем случае. Если это аэродром, то он должен пройти процедуру регистрации. Есть межведомственное территориальное управление, которое находится в Екатеринбурге. 

Ведущий: А аэродром "Баландино" готов к тому, чтобы пустить на свою территорию какое-то количество самолетов малой авиации, вертолетов?

Гость: Это вопрос собственника аэропорта, а не Росаэронавигации.

Ведущий: Но все-таки технически он готов?

Гость: Сегодня на аэродроме "Баландино" наряду с другими компаниями находится компания "Сибиа", которая выполняет определенные полеты. Не вопрос. Есть стоянки, есть ангары, о чем мы и говорили. 

Ведущий: Спасибо!

Источник: Телекомпания ОТВ (Челябинск)