С момента начала финансового кризиса в 2008 г., Ближний Восток наряду с Азиатско-тихоокеанским регионом считался в среде авиационных экспертов одним из драйверов, который должен был если не вытащить мировую бизнес авиацию из финансовой пропасти, то хотя бы оказать ей существенную поддержку.
С момента начала финансового кризиса в 2008 г., Ближний Восток наряду с Азиатско-тихоокеанским регионом считался в среде авиационных экспертов одним из драйверов, который должен был если не вытащить мировую бизнес авиацию из финансовой пропасти, то хотя бы оказать ей существенную поддержку. И в самом деле, в 2009 году трафик бизнес джетов в этом регионе, несмотря на негативную мировую тенденцию неуклонно рос.
Но в начале 2011 года произошло то, что ни один политолог не мог предсказать. По ближневосточному арабскому миру прокатилась волна протестных выступлений против некоторых правящих режимов. Эта ситуация напомнила, то как начинался экономический кризис – тогда также основная масса финансистов не верила, что небольшие трудности в некоторых сферах экономики одной страны так разрушительно подействуют на всю мировую финансовую систему. Так и сейчас, поначалу небольшие протесты в Египте в итоге поставили «на колени» многих, казалось бы незыблемых, правителей арабского мира.
А как надо рассматривать влияние арабских революций на развитие в этом регионе бизнес авиации?
Из всех стран, где сейчас или в недавнем прошлом происходили беспорядки, наиболее перспективными с точки зрения бизнес-полетов были Египет, Иордания и Бахрейн. Но наиболее «пострадавшим» стал египетский режим Хосни Мубарака. С этой страны всё и начиналось. Сейчас ситуация в Египте потихоньку входит в нормальное русло. Но когда всё было в самом разгаре, по словам очевидцев, в VIP-терминалах египетских аэропортов наблюдались очереди! Операторы бизнес авиации поначалу зафиксировали всплеск спроса на свои услуги. Несмотря на некоторые трудности с оформлением вылетов, так как иногда новые египетские чиновники не давали разрешение на вылет самолетов с египетскими пассажирами на борту, все традиционные пользователи деловой авиации покинули пределы этой неспокойной страны.
С тех пор наступила тишина.
И пока ситуация приходит в норму, дальнейшие перспективы египетской деловой авиации находятся под сомнением. С одной стороны предполагаемые демократические перемены должны сделать страну более открытой для инвестиций, что должно способствовать притоку капитала и соответственно подъему бизнес активности. С другой стороны во время правления президента Хосни Мубарака основными потребителями услуг бизнес авиации были приближенные к власти семейства и кланы, которые сосредоточили в своих руках значительные богатства. А пришедшие к власти новые люди не будут поначалу вызывать народный гнев полетами на бизнес джетах. Да и денег у них пока не много. Также не стоит ждать особой бизнес-активности в этой стране, пока не станут понятны условия игры новых властей.
Причем такая же ситуация наблюдается во многих других арабских странах. Там, где сегодня идут протестные выступления, основными пользователями услуг бизнес авиации были представители правящих верхов. И как бы не повернулась ситуация в этих странах, не факт, что в ближайшем будущем деловые перевозки здесь будут оставаться на прежнем уровне.
А в более спокойных странах этого региона правящие верхи пытаются как-то предотвратить выступления своих подданных. Особенно после того, как власти США заморозили счета ливийского правителя Муамара Каддафи.
Эмиру Кувейта Сабах ас-Сабаху понадобилось всего десять миллиардов долларов, чтобы каждому, вплоть до новорожденных, подарить по три с половиной тысячи долларов. А также в два раза поднять зарплаты (прежде всего военным), увеличить пенсии, отменить плату за коммунальные услуги и преподнести еще массу приятных сюрпризов своим подданным. Их всего-то миллион. Эмиру даже не пришлось использовать свои личные средства. За последние 11 лет нефтяная монархия накопила 140 млрд. долларов бюджетного профицита.
Пошла по этому пути и Саудовская Аравия. Король Абдалла ибн Абдель Азиз выделил на предотвращение акций протеста 36 млрд. долларов. Суда включено повышение зарплат на 15 процентов, помилование находящихся в заключении за неуплату налогов, финансовую поддержку студентам и безработным. В планах руководства страны -- еще более грандиозные траты. До 2014 года обещано вложить еще 400 млрд. долларов в образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры.
Не исключено, что примеру Эль-Кувейта и Эр-Рияда последуют в Омане, Катаре и Арабских эмиратах.
Однако, несмотря на такое неоднозначное положение в регионе, операторы деловой авиации, работающие на Ближнем Востоке, не склонны драматизировать ситуацию. По началу, крупные международные перевозчики очень внимательно отслеживали развитие революционных настроений и выражали некоторое беспокойство по этому поводу, потому как неясно было, во что выльются эти протесты, и какие страны они затронут.
Но по мере того, как народные революции охватывали новые страны, стало понятно, что незавидная судьба ждет в первую очередь маргинальные правящие режимы. А в таких странах чартерными деловыми полетами перемещаются не многие: здесь скорее всего потребности в частных перелетах удовлетворяются собственными самолетам правителей и их приближенных. И это не те страны, где делают свой бизнес деловые операторы.
А вот в «лакомых» странах региона, правители подсуетились и сняли народное напряжение щедрыми подарками. Отсюда и довольно оптимистичное отношение перевозчиков к нестабильности в регионе.
Однако так ли на самом деле всё безоблачно покажет время. Можно только сделать вывод, что как бы ни были глубоко просчитаны и проанализированы тенденции рынка, они в любой момент могут рухнуть под действием совершенно непредсказуемых обстоятельств.
Источник: BizavWeek