Генеральный директор «Базэл Аэро» Сергей Лихарев в эксклюзивном интервью рассказал «Маркеру» о планах по развитию деловой авиации в аэропортах юга России.
Авиационное подразделение, принадлежащего Олегу Дерипаске холдинга «Базовый элемент», не планирует привлекать внешних инвесторов к своим ключевым проектам. Генеральный директор «Базэл Аэро» Сергей Лихарев в эксклюзивном интервью рассказал «Маркеру» о планах по развитию деловой авиации в аэропортах юга России. В ближайшие годы самое активное строительство бизнес-терминалов будет идти в Сочи и Краснодаре. Делиться «золотыми яйцами» со сторонними инвесторами, в том числе с акционерами Внуково, «Базэл» категорически не намерен и к стройке никого не допустит: предложения потенциальных партнеров Лихарев назвал разводиловом.
— На каком этапе находится реализация планов строительства бизнес-терминала в Сочи?
— В Сочи будет отдельный терминал, но он будет совмещенным — это будет терминал VIP-, ЗОЛД- и бизнес-авиации. Правда, решено не соединять его галереей с основным зданием, а разместить отдельно, буквально в 50 м. В одной половине планируется обслуживать официальных лиц и делегации, а во второй — VIP-персон обычных коммерческих рейсов и самолеты деловой авиации. Это очень близкие рыночные сектора, поэтому пока мы не видим необходимости их как-то разделять. Проект уже есть, идет выбор подрядчика, и к февралю 2013 г. терминал должен быть введен в строй.
Хотя имеется и запасной вариант, рассчитанный на рост трафика бизнес-джетов: сейчас прорабатывается вопрос строительстве отдельного терминала для деловой авиации в межполосье. Но, подчеркну еще раз, если это и будет делаться, то в первую очередь не в связи с необходимостью отделить одних пассажиров от других, а для того чтобы разгрузить полосы и рулежные дорожки от небольших самолетов, которые забивают трафик для больших лайнеров. Пока эта проблема не очень актуальна, но перед Олимпиадой и после нее количество таких самолетов значительно увеличится.
— А что вы можете сказать о других аэропортах, в первую очередь краснодарском?
— Стратегия развития утверждена: мы делаем из аэропорта хаб. Краснодар вообще является центром нашего развития. На Сочи сейчас сфокусировано повышенное внимание в связи с подготовкой к Олимпиаде, но в долгосрочной стратегии, конечно, будет превалировать Краснодар. Сочи будет хорошим, престижным, но все-таки терминальным курортным аэропортом. А пересадочным узлом, трансферным хабом мы будем делать Краснодар.
Однако именно потому, что основной акцент сегодня делается на Сочи, сейчас мы не видим в Краснодаре существенного трафика деловой авиации. Так что возможное появление отдельного бизнес-терминала в стратегии запланировано только на 2017–2018 гг. При этом важно понимать, что терминал деловой авиации — это чаще всего очень простая конструкция. Обычно пассажиры бизнес-авиации терминалом как таковым не пользуются. В большинстве своем люди проходят через рамку, прыгают в самолет и улетают, дабы минимизировать потерю времени.
— Но ведь некотором нужны переговорные...
— Пожалуйста, в каждом аэропорту у нас будут предусмотрены VIP-залы и отдельные конференц-центры: если кому-то надо переговорить, то всегда можно проехать в специально предназначенное для этого помещение. Но, повторю еще раз, такое случается крайне редко. В большинстве аэропортов терминал деловой авиации — это реально сараюшка, место для охраны, для встречающих или провожающих лиц, которым необходимо где-то перебиться, чтобы не ждать прибытия бизнес-самолетов под дождем. Сами пользователи деловой авиации обычно всем этим не заморачиваются. Городить переговорные, которые будут использоваться раз в год, в бизнес-терминалах экономически нецелесообразно. То же самое касается ресторанов и т. п. Первую очередь модернизированного краснодарского аэропорта мы начинаем проектировать уже сейчас и должны ввести ее в строй в 2013 — начале 2014 г.
— Будете ли вы привлекать внешних инвесторов для развития сегмента деловой авиации?
— Это чисто российская привычка — все самые высокодоходные бизнесы кому-то отдавать! А у нас позиция совершенно иная: мы вполне способны все это делать сами. У меня было много переговоров с людьми, которые предлагали проинвестировать строительство терминала деловой авиации, чтобы мы за это отдали им весь или часть этого бизнеса. Кроме как разводиловом я это никак назвать не могу. Построить коробку у нас, слава Богу, не так дорого: это всего пара сотен миллионов рублей. Такой объем инвестиций — это тьфу по сравнению с тем, что нам надо поднять для реконструкции всех аэровокзальных комплексов нашей группы в ближайшие три года. Деловая авиация — один из самых доходных видов бизнеса, который не требует особо больших затрат, но несет при этом золотые яйца. А у нас в России часто предлагают забрать не только бизнес-авиацию, но даже такие вещи, как парковка или упаковка багажа.
— Зарубежная практика иная?
— В мире практика следующая: корневые услуги (взлет-посадка, стоянка, авиационная безопасность, пользование терминалом аэропорта) имеют очень низкую маржинальность. Хендлинг — маржа побольше, но все равно не ахти. А вот вся «неавиационка», все вторичные виды бизнеса — это именно то, на чем зарабатывает аэропорт. Зачем их отдавать, пока мне объяснить никто так и не смог. Например, спрашиваю, будет ли больше полетов. Они мнутся... Правильно, ведь если человеку нужно лететь в Сочи, он все равно туда полетит, Лихарев там будет сидеть или кто-то другой. Тариф будет выше? Тоже вряд ли, они у нас и так сейчас вполне себе высокие. Приведут к нам каких-то специфических рекламодателей? Так у нас профессиональный маркетинговый оператор, который хорошо работает и на элитном, и на бизнес-сегменте. Одно из самых квазиправдоподобных объяснений было таково: мы вам поможем спроектировать терминал, и вместо 3 тыс. кв. м он у вас выйдет в 1,5 тыс. кв. м. Но, во-первых, это, что называется, peanuts с точки зрения долгосрочных инвестиций. А во-вторых, мы сейчас и сами прекрасно это можем спланировать. Или просто отвечают: если мы вам сейчас все расскажем, вы это сами примените. Но, как известно из бизнес-практики, такой ответ означает, что люди врут либо сами не очень понимают ситуацию. В двух словах всегда можно объяснить, в чем будет выигрыш, не раскрывая деталей — таков принцип любого ноу-хау.
— Тем не менее по рынку ходят слухи, что якобы инвесторы московского Внуково согласились отдать SkyExpress «Базэлу» на том условии, что именно они будут развивать деловую авиацию в аэропортах юга России.
— Это явная выдача желаемого за действительное! Не стоит путать божий дар с яичницей: прибыль от операций деловой авиации и от деятельности лоукостера, ориентированного на всемерное сжимание расходов просто несравнимая. Конечно, я не могу сказать, что в планах у нашего акционера, но мы ничего такого сейчас не планируем, и я считаю, что это категорически не нужно бизнесу, так как принесет только вред и ущерб. Эксклюзивно никому мы деловую авиацию не отдадим.
— Вы говорили о возможном существенном увеличении потока бизнес-джетов в Сочи к 2014 г. Можете назвать конкретные цифры?
— Приведу такой пример: на Олимпиаду ожидается до 60 рейсов в день только с главами государств и правительств на борту. Удвойте эту цифру для деловой авиации, ведь с ними всегда есть сопровождающие и гости... Сейчас очень сложно спрогнозировать точное число, но реально в день могут быть сотни рейсов.
Источник: Маркер