Что день грядущий нам готовит?

Перипетии бюджетного кризиса в США уже затронули как производителей деловых самолетов, так и потребителей услуг бизнес-авиации. День «Ч», 2 августа 2011 года, сейчас у финансовых аналитиков сродни Апокалипсису для Церкви.

Перипетии бюджетного кризиса в США уже затронули как производителей деловых самолетов, так и потребителей услуг бизнес-авиации. День «Ч», 2 августа 2011 года, сейчас у финансовых аналитиков сродни Апокалипсису для Церкви. Республиканцы, которые имеют большинство в Конгрессе, всеми силами сопротивляются наращиванию доходной части бюджета, то есть предложениям Барака Обамы увеличить налоги на богатство. Тогда как большинство демократов, к которым принадлежит президент США, будут до последнего отстаивать социальные программы. Поэтому очень сложно предположить, что какой бы то ни было пакет мер выхода из кризиса получит большинство в обеих палатах, говорят эксперты.

Несомненно, что потолок долга будет повышен и скорее всего это будет компромиссное решение, за которое заплатят как богатые, так и бедные. Какое бы решение не было принято – всё равно оно будет только отсрочкой радикальных шагов по исправлению сложившейся экономической ситуации в Соединенных Штатах. А радикальные шаги, такие как резкое сокращение государственных расходов, просто необходимы для дальнейших перспектив экономики Соединенных Штатов.

А вот как этот кризис может отразится на отрасли деловой авиации? Понятно, что инициатива Обамы обложить дополнительными налогами состоятельных граждан и корпорации, а также перестать датировать отрасль (отменить так называемую бонус-амортизацию) не вызвали энтузиазма у профессиональных сообществ. Оно и понятно, что таким образом отсекается значительный пласт потенциальных клиентов. Но следует заметить, что негативную оценку этим инициативам дали только американские ассоциации. Как-то не слышно гневных голосов со стороны Европы или Азии. Все конечно пристально смотрят новости из США, но надеются, что сия доля минет их.

Однако и в Европе и в Азии и в Латинской Америке четко понимают, что, несмотря на перемещение спроса в их регионы, США всё-таки остаются ключевым рынком, на который ориентируется вся отрасль. Да, в США находятся старейшие производители бизнес-джетов, но положа руку на сердце, они уже не являются доминирующими на рынке. Канадский Bombardier и бразильский Embraer уже занимают больше трети рынка именно бизнес-джетов. И хотя Cessna количественно кладет всех на лопатки, но в ее производственной программе существенную долю занимают турбовинтовые и поршневые самолеты, большее количество которых как раз и попадают под льготные программы правительства.

На самом деле, сейчас можно предположить три гипотетических пути развития сложившейся ситуации. Конечно, может быть принято компромиссное решение, скомбинированное из этих путей, но мы не будем этого предполагать, а сгустим краски и посмотрим что может нарисоваться. Во-первых, Правительство США может объявить технический дефолт по обязательствам; во-вторых, принимается проект Барака Обамы и демократов по наращиванию доходов за счет повышения налогов; в третьих, принимается предложение республиканцев по урезанию расходов за счет социальной части бюджета. Посмотрим, что можно ожидать в каждом конкретном случае.

Первый путь – дефолт. В случае, если конгрессмены и Администрация Обамы не придут к единогласному решению, правительство объявит 2 августа 2011 г. технический дефолт по некоторым займам. Ведь 3 августа федеральное правительство должно перевести 23 млрд. долл. по программе пенсионного обеспечения, а 4 августа – погасить 90 млрд. долл. казначейских облигаций. Конечно, деньги у правительства сразу не закончатся, и по некоторым оценкам средств еще хватит на недели две, но объявленный дефолт позволит рейтинговым агентствам снизить кредитный рейтинг США и, соответственно, всем компаниям с государственным участием. А таких организаций после кризиса 2008 года стало предостаточно, причем это крупнейшие финансовые, инвестиционные и страховые компании, на которых держится вся мировая финансовая система. В результате дефолта «подорожают» государственные деньги для таких компаний, ведь ставка кредитования напрямую зависит от рейтинга, а значит подорожают выдаваемые ими кредиты. В итоге, начинается новый виток финансового кризиса, со всеми вытекающими последствиями для мировой экономики в общем и деловой авиации в частности, которые напоминать никому не надо. Но это маловероятный исход, так как высокие договаривающиеся стороны понимают, что потолок долга надо поднимать, и к тому же, как говорилось ранее, деньги у правительства сразу не закончатся, и еще будет время принять коллегиальное решение. А управа на рейтинговые агентства найдется, и они повременят с понижением рейтинга Соединенных Штатов.

Второй вариант. Барак Обама вопреки Конгрессу принимает свою программу действий. Госдолг значительно увеличивается, и принимаются половинчатые решения по сокращению госрасходов (в первую очередь это вывод части войск из Афганистана), наряду с увеличением доходной части бюджета за счет повышения налогов для обеспеченных слоев населения, крупных корпораций и ликвидации программ поддержки бизнеса. При этом сохраняются все социальные расходы, и Барак Обама может со спокойной совестью идти на выборы в 2012 году.

Но тогда производители деловых самолетов сразу почувствуют снижение спроса со стороны американских заказчиков. Тут может пострадать кроме Cessna и Hawker Beechcaft, традиционно ориентированных на отечественный рынок, и Bombardier с Embraer. Ведь они имеют очень большие заказы от американского NetJets. А как себя поведет крупнейший оператор деловых самолетов в случае снижения спроса, он уже продемонстрировал в 2008-2009 годах, когда отменил крупные заказы у Dassault, Hawker Beechcraft и Cessna. Пострадают также и американские перевозчики, так как заказчики снова станут экономить.

В то же время остальной мир если и заметит изменения, то не сразу. Ведь по существу вся мировая экономика, так или иначе, связана с экономической ситуацией в США. Та же Азия, которая сейчас выступает в качестве палочки-выручалочки всех производителей, производит товары, которые большей частью продаются в Штатах. И этот регион напрямую зависит от спроса на свою продукцию в Северной Америке. А так как бизнес-авиация очень чутко реагирует на состояния делового климата, то вариант с затягиванием гаек для основных потребителей услуг, печальным образом скажется на показателях продаж самолетов и трафике во всем мире. Этот путь не сулит ничего хорошего для деловой авиации.

Третий путь. Республиканцы берут верх, и наряду с незначительным и временным увеличением потолка госдолга сильно сокращаются бюджетные расходы в основном в социальной сфере. Это вызывает взрыв общественного недовольства, и наряду с бедными слоями населения страдает и основа американского общества – средний класс. По сути, этот слой общества не является целевой группой для деловой авиации, но социальный протест будет направлен не только на правительство, но и на верхний класс общества. А общественное мнение в США играет существенную роль в жизни всех слоев общества. Вспомните уже ставшую хрестоматийной историю о полете на бизнес-джетах в Вашингтон за деньгами трех руководителей американских автогигантов. После той истории вторичный рынок деловых самолетов резко наполнился свежими бизнес-джетами, от которых спешили избавиться корпоративные владельцы. Вот она - сила общественного мнения, приправленная шумихой в СМИ.

Однако мировая отрасль деловой авиации события в США поначалу будет воспринимать как некий спектакль. Но даже и в этом варианте возможно влияние американских проблем на мировые рынки. Простое предположение цепочки взаимодействий. США является крупнейшим рынком потребления электронных гаджетов. Все они производятся в Китае, где и сосредотачивается часть финансовых средств от их продажи. Часть этих денег идет на покупку бизнес-джетов и услуг деловой авиации. А так как потребителем всей этой электроники является средний американский класс, который, скорее всего, финансово пострадает в случае сокращения социальных расходов правительства, то азиатские бизнесмены могут недополучить прибыль. Ведь что сделает средний американец? Купит новую модель смартфона или заплатит за лечение? И такие цепочки будут возникать во всех отраслях промышленности, в первую очередь в автомобильной. А так как производство машин также глобализировано, и часть работ выполняется в том же Китае, возникнет еще один пласт азиатских производств с переполненными складами и т.д. и т.п. Опять же возникает ситуация как и в предыдущем варианте, только в более мягкой форме. Но этот случай значительно лучше предыдущего, так как есть запас по времени для принятия антикризисных мер. Но самый главный минус этого пути, это то, что подобная ситуация с большой долей вероятности повторится по истечении срока увеличенного порога госдолга. И опять все начнется сначала. Вариант Обамы предполагает относительное спокойствие как минимум года на два.

На самом деле, приведенные примеры – это крайности, до которых, скорее всего, не дойдет. В первую очередь нужно отбросить вариант с дефолтом. Это не нужно никому. Выход наверно будет содержать в себе условия и демократов и республиканцев, а может быть найдется какой-нибудь третий вариант. Но для отрасли деловой авиации любые потрясения в бизнес-среде скажутся негативным образом. Она ведь является производной величиной в процессе «делания денег» и сама по себе не производит материальные блага. А в тяжелую пору в первую очередь избавляются от второстепенных и дорогостоящих инструментов. Однако как ни сложатся на следующей неделе события, они сами по себе не поставят крест на нынешнем мировом устройстве. Подобные ситуации в американской истории были, например, в апреле-мае 1979 года, когда не успели поднять планку госдолга и просрочили выплаты по некоторым займам. И ничего страшного не случилось…

Эта ситуация должна побудить сообщество деловой авиации к поиску новых способов выживания на быстроменяющемся рынке. В первую очередь это должны быть пути диверсификации бизнеса, как в плане рынков, так и в плане потребителей. Динамичные и гибкие компании будут процветать, а застывшие в старом образе или поглотятся лидерами или исчезнут. Это естественный отбор.

А судьба законопроекта по повышению госдолга США в субботу 30 июля 2011 года еще не была решена. Палата представителей американского конгресса в пятницу, 29 июля, приняла внесенный республиканцами законопроект, предусматривающий краткосрочное повышение потолка госдолга на 900 миллиардов долларов. Голоса разделились практически поровну: за принятие закона было подано 218 голосов, против - 210.

Однако сразу после этого американский Сенат, большинство в котором составляют сторонники Демократической партии, как и обещал, отверг закон. Против него высказались 59 членов сената; “за” проголосовал 41 сенатор. 

В воскресенье Президент США Барак Обама в прямом телеэфире заявил, что участники переговоров договорились по экономическим вопросам. Таким образом, стране удастся избежать дефолта.

Как заявил глава Белого дома, по итогам переговоров в конгрессе, в которых участвовали лидеры Демократической и Республиканской партий, обе стороны пошли на уступки. Документ еще не подписан, однако Б.Обама выразил уверенность, что конгресс согласится с предложенным вариантом. По его словам, он гарантирует, что дефолта не будет и в ближайшие 8-12 месяцев.

Ожидается, что голосование по документу состоится в понедельник. Как отметил глава Республиканцев в палате представителей Джон Бонер, это не самое великое соглашение, однако оно значительно отличается от тех вариантов, которые обсуждались в начале переговоров.

Источник: BizavWeek # 29 (80)