Кассовый разрыв и краткосрочные контракты оставят медицину без «поддержки с воздуха»


31 октября 2019 г. в конференц-зале ФГБУ ВЦМК «Защита» прошел круглый стол по обмену опыту использования вертолетной техники

31 октября 2019 г. в конференц-зале ФГБУ ВЦМК «Защита» прошел круглый стол по обмену опыту использования вертолетной техники.

Одним из ключевых докладчиков и единственным представителем компании-оператора медицинских вертолетов стал Генеральный директор АО «Русские Вертолетные Системы» Алексей Зайцев, представивший доклад на тему «Опыт использования вертолетов компанией-оператором в интересах санитарной авиации».

Одним из ключевых докладчиков и единственным представителем компании-оператора медицинских вертолетов стал Генеральный директор АО «Русские Вертолетные Системы» Алексей Зайцев, представивший доклад на тему «Опыт использования вертолетов компанией-оператором в интересах санитарной авиации».

Также на круглом столе свои доклады представили Директор медицинской части ГБУЗ «Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы» Сергей Гуменюк, Руководитель ГБУЗ СО «ТЦМК» Виктор Попов, Заведующий отделением плановой и экстренной консультативной медицинской помощи КГБУЗ «Красноярская краевая клиническая больница» Константин Барышников и Заместитель начальника Центра учебно-методической работы ФГБУ ВЦМК «Защита» Минздрава России Алексей Старков. Всего в круглом столе приняли участие более 50 представителей территориальных центров медицины катастроф.

За последние 3 года, компания «Русские Вертолетные Системы» организовала работу санитарной авиации в 10 регионах. В каждом из регионов были организованы обособленные подразделения, руководитель которых являлся не только организатором выполнения авиамедицинских работ, но и связующим звеном между компанией-эксплуатантом, медиками и администрацией региона.  Одним из ключевых условий успешной организации санитарной авиации в регионах является поэтапная организация работы, которая включает в себя:

  • Тщательную проработку карты маршрутов исходя из условий, предоставленных Заказчиком;
  • Создание необходимой авиационной инфраструктуры, включающей в себя:

  1. Место базирования вертолетной техники и личного состава;
  2. Реконструкцию и/или строительство новых вертолетных площадок и, при необходимости, оснащение их системами ночного старта;
  3. Паспортизацию и регистрацию в Росавиации посадочных площадок. При этом в регион в обязательном порядке выезжает специалист компании, который объезжает регион, осматривает места возможных посадок, снимает карту препятствий и подходов, схему захода на площадки, готовит материалы для аэронавигационных паспортов.

  • Создание топливной инфраструктуры (места дозаправок, организация их бесперебойного снабжения и т.д.), основой для которой является авиационная инфраструктура.  Это особенно важно для организации работы в северных регионах;

Одним из важнейших условий качественного выполнения контракта является планирование технического обслуживания авиационной техники и, при необходимости и возможности, ее резервирования. В тоже время, в текущих экономических условиях оптимальным видится закрепление в договоре специализированных дней технического обслуживания, что даст возможность более рационально использовать имеющуюся авиационную технику и снизить финансовую нагрузку на оператора, который уже вложил значительные средства в организацию необходимой инфраструктуры, подготовку летно-технического персонала, а также обременен долгосрочными и значительными лизинговыми платежами.

Не делает проще работу операторов санитарной авиации и текущая финансовая модель формирования стоимости авиаработ. В настоящий момент учитываются только часы налета. Однако, до недавнего времени, помимо часов налета, модель учитывала оплату дежурства воздушного судна и экипажа. Исключение данных параметров явилось «искусственным фактором формирования стоимости летного часа», не изменив сути самого процесса подготовки воздушного судна и поддержания его готовности для выполнения санитарного задания.

Существуют проблемы и непосредственно с организацией финансирования санитарной авиации: в ходе реализации программы развития санитарной авиации, доведение средств текущего года до регионов происходило в марте-апреле. Это создавало т.н. «кассовый разрыв», негативно отражавшийся на всех интересантах:  регионы не могли проводить конкурсы в конце года и начинать использовать санитарную авиацию с начала нового года, региональная медицина оставалась без «поддержки с воздуха», компании-операторы вертолетной техники оказывались без финансирования, а лизинговые компании, в свою очередь, не получали от компаний-операторов причитающиеся им платежи за технику. Несмотря на определенные позитивные изменения в графике бюджетирования, ситуация до сих пор коренным образом не поменялась и, в лучшем случае, в отдельных регионах конкурсы на выполнение санитарных авиаработ будут проведены в январе-феврале наступающего года.

Помимо внесения изменений в механизм ценообразования (а точнее - формирования оценки стоимости авиаработ) видится целесообразным контрактование операторов санитарной авиации на более продолжительные сроки. В настоящий момент регионы не проводят конкурсы на выполнение авиационных работ сроком более года. В тоже время, увеличение продолжительности контракта до двух-трех лет позволит операторам активнее инвестировать в развитие авиационной и топливной инфраструктуры в регионах, закупать авиационную технику, готовить летно-технический состав, а также создавать в регионах высококвалифицированные рабочие места. 

В тоже время, несмотря на перечисленные выше трудности, главным залогом успешной и качественной работы санитарной авиации в регионах является постоянное взаимодействие операторов вертолетной техники с медиками. И «Русские Вертолетные Системы», как один из лидеров отечественной санитарной авиации максимально прислушивается к просьбам заказчика, своевременно реагирует на пожелания и постоянно совершенствует навыки своих сотрудников и оказывает максимально-возможное содействие в совершенствовании навыков своих партнеров в регионах.