В середине февраля Ассоциация производителей самолетов АОН (GAMA) опубликовала годовой отчет по объему и общей стоимости поставок и ежегодный статистический сборник. Как и ожидалось, 2007 год установил целый ряд рекордов и стал одним из лучших, а по ряду ключевых показателей и самым лучшим за всю историю.
В середине февраля Ассоциация производителей самолетов АОН (GAMA) опубликовала годовой отчет по объему и общей стоимости поставок и ежегодный статистический сборник. Как и ожидалось, 2007 год установил целый ряд рекордов и стал одним из лучших, а по ряду ключевых показателей и самым лучшим за всю историю.
«Золотой век» бизнес-джетов
По сравнению с результатами 2006 года, рост числа поставленных бизнес-джетов составил 28% (показатель 2006-го – 18%), а общая стоимость поставок выросла только на 17% (в 2006-м – 26%). Такая ситуация – увеличение темпов количественного роста и снижение того же показателя по стоимости поставок – вполне объяснима. Расширился нижний ценовой сегмент бизнес-джетов, ведь 2007 стал годом начала объемного производства сверхлегких реактивных самолетов (СЛРС или VLJ), что существенно сказалось на количестве произведенных машин, прибавив 143 Eclipse 500 и Citation Mustang – более 12% – к общей цифре поставок. В денежном же выражении, учитывая сравнительно низкие цены на самолеты этого класса, прибавление оказалось не столь значительным. С другой стороны, в верхнем ценовом сегменте несколько сократились поставки Boeing – 7 самолетов против 13 в 2006 г.
Грандиозному успеху бизнес-джетов и деловой авиации в целом, по мнению самой Ассоциации, главным образом способствует значительный экономический подъем на ключевых для отрасли рынках. Также отмечается и растущая привлекательность самолетов деловой авиации в технологическом плане – улучшаются показатели топливной эффективности, общей экономичности, безопасности, снижается вредное влияние на окружающую среду.
Экономический рост Соединенных Штатов в прошлом году в реальном выражении составил 2,2%, тогда как по предварительным данным в развивающихся странах этот показатель выше в 3—4 раза. Такие результаты, по мнению GAMA, безусловно положительно сказываются на устойчивом спросе на продукцию АОН, особенно на международном рынке. На долю Северной Америки в 2007 году пришлась почти половина всех поставок бизнес-джетов, в Европу отправилось 24,9 %, в Латинскую Америку – 7,5%, на Ближний Восток вместе с Африкой – 5,2% , а завершил список Азиатско-Тихоокеанский регион с 4,2%. Похожие тенденции обнаружились и в сегментах турбовинтовых и поршневых самолетов. Доля поставок бизнес-джетов на международный рынок в общем объеме увеличивается по отношению к доле рынка Северной Америки. Скорее всего, эта тенденция сохранится и в будущем.
Сумма портфеля заказов у авиастроителей достигла 58,1 млрд. долларов, что в среднем по отрасли обеспечивает производство на два года вперед. Коэффициент отношения заказов к поставкам в сегменте бизнес-джетов достиг показателя в 1,9, иными словами, спрос превысил предложение почти в два раза.
Бесспорным лидером рынка новых бизнес-джетов в количественном отношении на протяжении ряда лет остается компания Cessna Aircraft, клиенты которой в 2007 г. в общей сложности получили 388 самолетов. Остальные места в семерке лидеров рынка по объему поставок распределились следующим образом: корпорация Bombardier Aerospace поставила 226 бизнес-джетов, Hawker Beechcraft – 162, Gulfstream Aerospace – 138, Eclipse Aviation – 98, Dassault Falcon Jet – 70 и Embraer – 36. По стоимости поставок, которая является более важным показателем, места распределились иначе, и впереди оказались канадцы из Bombardier с почти 5,2 млрд. долл., вторую строчку занял производитель «небесных роллс-ройсов» Gulfstream (4,8 млрд.), за которым последовали Cessna (3,9 млрд.);, Dassault Falcon с 2,3, Hawker Beechcraft; и Embraer c около 1,9 млрд. и 0,89 млрд. соответственно.
Сегмент турбовинтовых самолетов также находится на подъеме. В этом секторе поставки в 2007 г. увеличились на 11%, составив 459 самолетов. Таким образом, был установлен новый рекорд за двадцать пять лет – до этого отрасли не удавалось приблизиться к показателю 1982 г. в 458 поставленных машин. После долгого периода относительной стагнации, с 2004 г. в данном сегменте наблюдается устойчивый рост.
Одним из факторов роста поставок турбовинтовых самолетов может служить увеличение цен на авиационное топливо, особенно ощутимое в США. Топливная эффективность, в сочетании с более просторными, чем у сравнимых моделей с реактивными двигателями, салонами является привлекательной чертой турбовинтовых машин. Это в еще большей степени можно отнести к однодвигательным самолетам, на долю которых приходится около 61% данного сегмента рынка.
Ведущие позиции в 2007 г. сохранила американская Hawker Beechcraft Corporation, поставившая 157 самолетов популярного семейства King Air. Второе место третий год подряд удерживает швейцарская Pilatus Aircraft c 92 однодвигательными PC-12, третьим по популярности у покупателей стало семейство Caravan компании Cessna Aircraft (79 самолетов), затем следуют Piper Aircraft (53 Meridian) и французская компания EADS Socata (46 TBM 850).
Факты и прогнозы
Результаты прошедшего года впечатляют. Но насколько они подтверждают существующие многочисленные прогнозы развития отрасли? Большинство исследователей прочили 2007 году новые рекорды, но пик подъема рынка относили на более позднее время. Напрямую соотнести с общим результатом в 1138 поставленных бизнес-джетов можно только некоторые из имеющихся прогнозов, а именно компаний Honeywell, Embraer, Forecast International, Frost & Sullivan. Другие исследования – например, Teal Group и Bombardier – не учитывают сегмент СЛРС, поэтому для сравнения придется вычитать долю машин этого класса из общей цифры. Мы остановимся лишь на нескольких, на наш взгляд, наиболее авторитетных прогнозах компаний Honeywell, Teal Group, Bombardier.
Среднегодовая цифра поставок в период 2007—2017 гг. по Honeywell должна достигнуть 1400. Как видим, результат прошлого года существенно отличается, поэтому следует предположить, что в оставшийся отрезок времени средний годовой показатель значительно превзойдет заявленную аналитиками компании цифру. Хотя специалисты Honeywell безусловно принимали это в расчет, прогнозируя на 2007 г. поставку более 1 тыс. бизнес-джетов, в то время как в итоге было поставлено существенно больше. Сохранение текущих тенденций роста вполне может оправдать такие предположения.
Из всего этого можно заключить, что общее направление развития рынка, которое было озвучено ведущими аналитическими агентствами, в определенной степени подтверждается фактическими результатами. Оценка Honeywell во многом основана на будущем усилении присутствия на рынке СЛРС, объем производства которых предположительно должен существенно увеличится с введением в эксплуатацию новых моделей этого сегмента.
От хорошего к лучшему
Во-первых, это противоречивая слабость доллара. Понижение курса американской валюты невыгодно для тех авиастроителей, чье производство полностью или частично находится вне США, ведь продавать свою продукцию им по-прежнему приходится в долларах. В то же время, для покупателей из других стран долларовые инвестиции в самолеты бизнес-авиации становятся все более привлекательными. Далее, некоторые проблемы американской экономики, ипотечный и кредитный кризис, признаки начала экономического спада снижают покупательскую способность на внутреннем рынке Соединенных Штатов. Возможно, именно эти причины, а также значительный рост цен на авиационное топливо сказались на постепенном сокращении поставок поршневых самолетов, основным покупателем которых выступает как раз американский средний класс.
Объемный портфель заказов у производителей и инерция небывалого подъема в последние годы, во всяком случае, способны обеспечить очередные выдающиеся успехи и в 2008 г. Что же касается длительной перспективы, то здесь мы полагаемся на мнение опытных аналитиков ведущих компаний отрасли и независимых агентств, прочащих бизнес-авиации стабильный рост. С этой точки зрения интересно, как меняющаяся ситуация на мировом рынке скажется на результатах прогноза компании Rolls-Royce, представление которого запланировано на май и приурочено к Европейскому конгрессу и выставке бизнес-авиации EBACE 2008. А к лету мы ожидаем увидеть отчет GAMA по первому кварталу и тогда сможем сравнить его итоги с аналогичным периодом предыдущего года. И эти итоги никак не должны быть хуже.
Источник: Jets.ru автор: А.Королев